Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыкально — ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников.
Занятия по Музыке
Автор: Фролова Наталья Евгеньевна   
02.04.2021 11:48

Музыкально — ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников.Музыкально — ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников.

Фролова Наталья Евгеньевна, музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад №20 г. Арзамас, Нижегородской области

Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения и деятельности. Благодаря общению происходит развитие познавательной сферы человека, формируется его внутренний мир, с позиции которого он воспринимает окружающую среду.

Дошкольное детство представляет наиболее важный период в становлении личности ребёнка, в том числе и его коммуникативной сферы. И если к этому времени созданы благоприятные педагогические условия, то уже к шести годам ребёнок может свободно общаться с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в обществе.

 

Многие нормативно – правовые документы, определяющие образовательную деятельность, затрагивают понятия коммуникация и социализация личности. В основную общеобразовательную программу ФГОС ДО включена такая образовательная область как социально — коммуникативное развитие.

Однако сегодня психологи и педагоги приходят к выводу, что многие дети испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.

Обусловлено это тем, что ускорение темпов жизни, всеобщая компьютеризация, технический прогресс привели к тому, что непосредственное общение между людьми постепенно заменяется опосредованным. Кроме того, общество многонационально, а значит, и культура многонациональна. Это естественным образом отражается и на системе дошкольного образования. В одной группе ДОО могут находиться дети, говорящие на разных языках, из семей с разными культурными традициями, что вызывает определённые сложности в межличностном общении.

В качестве уникального источника развития сферы общения дошкольников можно рассматривать музыкальное искусство, которое характеризуется своей доступностью и силой эмоционального воздействия. Доступность в том, что именно в музыкальной деятельности ребёнок способен рано себя реализовывать. Ему не нужно для этого иметь набор сверхсложных умений и навыков. А сила эмоционального воздействия заключается в том, что музыка – единственное искусство, которое человек начинает воспринимать ещё до своего рождения. Музыка – это язык, который понятен людям разных возрастов и любых национальностей.

Согласно концепции деятельности, выдвинутой А. А. Леонтьевым, общение – это «коммуникативная деятельность», т.е. система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение определённой задачи. Следовательно, общение включается в практическую деятельность людей: совместный труд, познание, игру, музыкальную деятельность. Общение является самостоятельным видом человеческой деятельности, а кроме того, может сопровождать другие виды деятельности. Таким образом, музыкальная деятельность может являться и условием, и одновременно составной частью коммуникативной деятельности.

Важное исследование о влиянии музыкальной деятельности на развитие общения дошкольников принадлежит израильским ученым. Они подчёркивают, что и музыкальная, и коммуникативная деятельности состоят из одних и тех же элементов, а ключевым и в музыкальной деятельности, и в общении является умение слушать и слышать. Исследователи выделили пять элементов, которые проявляются и в музыкальной, и в коммуникативной деятельностях.

  • Самосознание и выражение эмоций (в музыке или в общении). Данная категория заключается в самопознании, определении своего места в группе, становлении позитивного самоощущения и самооценки. Если в коммуникативной деятельности этот результат достигается при помощи специальных техник релаксации, то в музыкальной можно использовать специальные вокальные и дыхательные упражнения, направленные на расслабление и адаптацию дыхания к ритму музыки.
  • Слушание. В музыкальной деятельности эта категория реализуется, когда ребёнок, внимательно слушая музыку, может определить её структуру (части, повторы), стиль музыкального произведения, свойства звучания (громко, тихо, быстро или медленно и т.д.), а также выражать свойства музыки в движении, танцах, пантомиме, в рисунках и графических изображениях. В коммуникативной деятельности это реализуется при слушании другого человека (внимательность, интерес, сопереживание, отклик, рефлексия).
  • Подражание, повторение (музыкальных фраз, стихов, текстов).

В музыкальной деятельности такой вид активности реализуется при повторении мелодических и ритмических рисунков при пении и игре на музыкальных инструментах, при повторении танцевальных движений под музыку, а в межличностном общении – при точном повторении стихов, текстов и действий партнёра по общению.

  • Диалог (музыкальный или вербальный). В музыкальной деятельности взаимодействие партнёров проявляется в игре на музыкальных инструментах, пении или танцах (игры «Вопрос – ответ», «Дополнить музыкальную фразу партнёра!»). В общении данная категория проявляется в умении выслушивать точку зрения другого человека и выражать своё отношение к ней.
  • Сотрудничество (в музыкальном творчестве или игре). Проявляется в спонтанной музыкальной деятельности совместно с другими детьми (танцы под музыку, совместное пение или игра на музыкальных инструментах). Сотрудничество в общении происходит в совместной игровой деятельности, рисовании, конструировании.

В ходе исследования обнаружилось, что дети, которые получали свободный доступ к музыкальным инструментам, магнитофону и музыкальным записям, активно включаясь в различные виды музыкальной деятельности, показали лучшие результаты в развитии межличностного общения, чем дети, не имевшие таких возможностей.

Общение со сверстниками происходит в различных видах музыкальной деятельности. Однако только в музыкально — ритмической деятельности реализуется потребность в двигательной активности. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, так как именно на этот возраст, по мнению большинства физиологов, приходится пик двигательной активности ребёнка.

Ещё древние использовали союз мелодии, стихов и танцев. Немецкий музыкант и педагог К. Орф был убеждён, что музыка для детей неразрывно связана с речью и движением. Отечественные педагог и музыканты отмечали положительное влияние музыкально – ритмической деятельности на развитие общения ребёнка. Так, А.И. Буренина утверждает, что такая деятельность способствует развитию разных сторон общения: динамической, эмпатии, позитивного самоощущения. О.Б. Бубнова приходит к выводу, что музыкально – ритмическая деятельность помогает наиболее эффективному развитию именно невербальной коммуникации детей.

Говоря о полноценном развитии личности, подразумевается интеллектуальное, духовное и физическое развитие. Система музыкально – ритмического воспитания, основанная на принципе единства музыки, речи и движения, позволяет это осуществить. Музыка отвечает за эмоциональную составляющую и способствует духовному развитию, речь является носителем смыслов, движение – необходимое условие для физического развития.

Направления работы по развитию общения на занятиях можно условно объединить в три группы.

«Я сам».

Направление связано с формированием стремления к общению, что невозможно без позитивного самоощущения и уверенности в себе. В процессе музыкально – ритмической деятельности ребёнок получает заряд положительных эмоций, повышаются его самооценка и мотивация к общению; он ощущает себя успешным в детском коллективе.

«Я и другой человек».

Развитие умения выстраивать конструктивный диалог в общении, основанный на уважении к собеседнику, к его интересам, мнению, убеждениям. Такой диалог, с одной стороны, основывается на эмпатии, умении поставить себя на место другого человека, понять и почувствовать его настроение и эмоции, а с другой — на умении адекватно распознавать и интерпретировать эти эмоции.

Перевоплощаясь в ходе сюжетно –ролевых танцев или этюдов-драматизаций в сказочных героев, животных, ребёнок учится ставить себя на место персонажа, чувствовать его характерные особенности. Немаловажным для общения является развитие умения слушать и слышать.

Слушание музыки предваряет разучивание танца, пляски, хоровода. Без умения слушать музыку, правильно понимать и интерпретировать её характер, темп, ритм, невозможна музыкально-ритмическая деятельность.

Развивая умение воспринимать музыкальное произведение, мы формируем у детей умение полнее и точнее воспринимать информацию, передаваемую партнёром по общению.

«Я и другие».

Формирование умения осуществлять деятельность в группе в тесном сотрудничестве. Развитие этого направления реализуется в совместной танцевально-творческой деятельности и музыкальных играх. Укрепляя сотрудничество, повышается качество общения, формируется навык успешного взаимодействия и работы в группе.

Для развития коммуникативной деятельности в процессе музыкально-ритмического воспитания можно выделить ряд необходимых педагогических условий, которые целесообразно объединить в две группы – общепедагогические, необходимые для развития общения и межличностного взаимодействия во всех видах деятельности, и музыкально – педагогические, обусловленные спецификой музыкального искусства.

К общепедагогическим условиям относятся:

  1. Условия, ориентированные на психофизиологические, личностные, возрастные особенности ребёнка.
  2. Социальное и семейное окружение.

Для дошкольника семейное окружение является особенно значимым условием коммуникативного развития, так как первый опыт общения и взаимодействия с другими людьми ребёнок получает именно в семье.

3. Следующая группа общепедагогических условий связана с целенаправленной педагогической деятельностью по развитию общения.

  • Деятельностный подход: общение между педагогом и ребёнком, между ребёнком и другими детьми осуществляется в совместной игровой, творческой, познавательной деятельности.
  • Организация педагогического взаимодействия как субъект-субъектных отношений педагога и ребёнка.
  • Организация безопасного пространства коммуникации: доверительные отношения, позитивные ожидания, создание ситуации успеха, доброжелательность педагога, ослабление регламентированного поведения ребёнка.

Сфера человеческой коммуникации сложна и разнообразна, включает в себя не только вербальную передачу и получение информации, но и понимание невербального языка, выражаемого в мимике и жестах. Немаловажно и взаимодействие партнёров по общению в какой-либо деятельности. Опираясь на принцип единства музыки, речи и движения, существует возможность развивать как вербальное, так и невербальное общение детей в доступных и интересных формах.

Исходя из этого, к чисто музыкальным условиям можно отнести:

  1. Подбор музыкального материала занятий по принципу единства музыки, речи и движения. Богатый опыт народной педагогики, накопленный веками, содержит в себе немало игр, хороводов, танцев, в которых сочетается пение и движение под музыку. Для развития сферы общения необходимо опираться именно на такие образцы музыкального искусства.
  2. Постоянное обогащение слушательского опыта ребёнка. Слушание музыки предваряет различные виды музыкально – исполнительской и творческой деятельности, в которых происходит общение между детьми. Обладая высокой степенью эмоциональности, способностью передавать различные оттенки чувств и настроений, музыкальное искусство обогащает эмоции ребёнка. Развивая умение воспринимать музыкальное произведение, углубляя это восприятие с помощью пластической проработки музыкального материала, у детей формируется умение полнее и точнее воспринимать информацию, передаваемую партнёром в общении.
  3. Развитие элементарных танцевальных навыков. Навык – это действие, доведённое до автоматизма. Посредством таких навыков ребёнок способен осуществлять различные виды музыкальной деятельности, общаясь с другими людьми. Развивая музыкально – ритмические навыки, мы расширяем возможности общения детей в совместной танцевально – исполнительской деятельности, формируем культуру общения. Кроме того, дошкольники осваивают навыки как вербальной, так и невербальной коммуникации, учатся выражать эмоции и настроения с помощью жестов и мимики, распознавать эмоциональные состояния партнёров по общению.
  4. Творческая направленность музыкальных занятий. Постоянное включение в музыкальную деятельность импровизационно – игровых моментов и системы творческих заданий. Это позволяет создать на музыкальных занятиях атмосферу доверия и ситуацию успеха, что, в свою очередь, помогает ребёнку раскрепоститься, осознать свою индивидуальность, значимость в детском коллективе, получать положительные эмоции. Творчество предполагает отказ от авторитарности, регламентации, принуждения и тотального контроля над детской деятельностью. Творчество исходит от детей, принося радость им и окружающим. ТАКИМ ОБРАЗОМ, творческие и импровизационно-игровые задания на музыкальных занятиях способствуют повышению качества общения в детском коллективе.

Итак, музыкально – ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребёнка, так как обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме того, сочетание различных видов музыкально-ритмической деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных формах.

Источники.

  1. Бубнова О.Б. Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения младших школьников: Дисс. …канд. пед. наук. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГПУ, 2009.
  2. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб: Музыкальная палитра, 2004.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Академия, 2005.
  4. Тютюнникова Т. Что такое «Шульверк» К. Орфа? //Дошкольное воспитание. 1998. №4.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год