Музыкальная среда современного ребенка |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Шегай Вера Александровна | |||
11.04.2025 10:55 | |||
В наши дни дети растут в своеобразной музыкальной среде. Обратите внимание, какие песни и мелодии звучат из наших телевизоров, проигрывателей, приемников. Педагоги музыки с ужасом закатывают глаза, когда дети не знают песню «Жили у бабуси», но зато хором могут спеть про Федерико Феллини и прочую «Ягодку-малинку». Разумеется, мы не сможем огородить ребенка от всего этого звукового безобразия, ведь дома, в машине, в гостях, дети слушают то, что слушают взрослые. С другой стороны, дети, растущие в семье, слушающей только классическую музыку и жестко ограждающей своего ребенка от современного искусства, считаются странными в обществе сверстников. Зачастую эти дети не в курсе, или, как модно выражаются дети, «не в тренде». Они не знают современных фильмов, песен, игр и т.д. Такие детишки становятся изгоями, у них снижается самооценка, они замыкаются в себе и зачастую не имеют друзей. Нам педагогам, необходимо найти золотую середину при формировании музыкального вкуса у ребенка. Если постоянно на музыкальном занятии слушать «Лебединое озеро» и «Плач Ярославны» очевидно дети возненавидят занятия музыкой. Почему же детям так интересны современные взрослые песни, которые кажутся нам бессмысленными?
1. Ритм и мелодия: Дети часто обращают внимание на яркие ритмы, запоминающиеся мелодии и танцевальные биты, которые вызывают желание двигаться. Эмоциональный заряд музыки (радость, энергия) для них важнее смысла текста. 2. Простота и повторение: Многие популярные песни строятся на повторяющихся фразах и простых словах, которые легко запомнить и подпевать, даже не вникая в содержание. 3. Влияние окружения: Дети слышат эти песни в соцсетях (TikTok, YouTube, В контакте), по радио, от родителей или старших сестер и братьев. Подражание взрослым и желание быть «как все» играют роль в формировании их вкусов. 4. Визуальное сопровождение: Яркие клипы, мемы или танцевальные челленджи в интернете делают песни привлекательными, даже если текст поверхностен. Ребенок запоминает образ, а не смысл. 5. Эмоциональный отклик: Даже абстрактные тексты могут вызывать у детей ассоциации с их собственными переживаниями или фантазиями. Например, метафоры или игровые элементы в песнях могут быть интуитивно понятны. 6. Этап развития: Младшие дети чаще воспринимают музыку целостно, не анализируя слова. С возрастом интерес к более сложным текстам может появиться, но в ранние годы главное — удовольствие от звучания. 7. Социализация: Популярные песни становятся частью общего культурного кода. Знание модных треков помогает детям чувствовать себя включенными в коллектив (в школе, в садике, на площадке). То, что взрослым кажется «бессмысленным», для детей может быть инструментом самовыражения, способом снять напряжение или просто весело провести время. Критиковать их выбор бесполезно — лучше предложить альтернативу, обсудить, что им нравится в этих песнях, и постепенно расширять их музыкальный кругозор. В современном медиапространстве много детских песен, которые так же динамичны, легки для восприятия, вызывают эмоциональный отклик у детей, но при этом их тексты имеют смысл, нравственную составляющую. Нет того обилия басов, которые зачастую вредят детскому слуху. Совсем оградить детей от современной музыки тоже нельзя, но важно вслушиваться в то, что слушает ваш малыш, и предлагать альтернативные композиции. Таким образом мы сможем корректно и навязчиво формировать музыкальный вкус ребенка.
|