Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие и коррекция внимания детей с нарушениями речи с помощью музыкально — ритмической игровой деятельности.
Занятия по Музыке
Автор: Романюк Татьяна Александровна   
11.11.2021 22:05

Развитие и коррекция внимания детей с нарушениями речи с помощью музыкально — ритмической игровой деятельности.Развитие и коррекция внимания детей с нарушениями речи с помощью музыкально — ритмической игровой деятельности.

Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 44» Романюк Татьяны Александровны

1. Актуальность.

В настоящее время для дошкольного образования острой становится проблема увеличение числа детей с речевой патологией. Проблема речевого развития должна решаться не только на специальных занятиях, но и во всех видах деятельности и в режимных моментах.

Без преодоления речевых проблем и нарушений невозможно дальнейшее нормальное развитие во всех сферах жизни ребенка – интеллектуальное развитие, коммуникативная сторона жизни, социализация, психологическое развитие.

 

Работа над коррекцией речи, особенно с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения достаточно сложна. У таких детей речевые нарушения связаны с другими сторонами психического развития. Например:

  • задерживается формирование сенсорных и двигательных функций и опорно-пространственных представлений,
  • низкий уровень развития основных свойств внимания, некоторые виды памяти.

Данные проблемы при верном своевременном подходе возможно полностью корректировать и даже устранить. Но заниматься этим нужно регулярно и определяющими фигурами в данном процессе выступают логопед, воспитатель логопедической группы, специалисты.

Модель взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем включает:

  • проведение занятий по музыкально-эстетическому развитию с элементами логоритмики;
  • развитие речевого слуха, речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности, фонематического восприятия;
  • включение в другие виды детской и совместной со взрослым деятельности и режимные моменты распевок, заданий на различение звуков по высоте, тембру, выразительное исполнение стихов и песен;
  • включение в совместную с музыкальным руководителем деятельность различных игр на развитие и активизацию психических процессов.

В нашем саду в ходе обследования детей с нарушениями речи логопедом, психологом, выявлена общая проблема: наблюдаются трудности сосредоточенности, устойчивость внимания, быстрое истощение внимания, зависимость от объема восприятия.

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.

Внимание обусловливает сознательность или полусознательность отбора информации, поступающей через органы чувств, её избирательность. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Свойства внимания: концентрация (сосредоточенность), объем, распределение, устойчивость, колебание, переключаемость. Внимание бывает непроизвольное, (ребенка реагирует на раздражители внешнего и внутреннего характера, что важно для познавательной активности ребенка) и произвольное (у ребенка работают механизмы саморегуляции поведения в различных видах деятельности). Наличие произвольного внимания говорит о готовности ребенка к обучению в школе.

Такие черты внимания как: рассеянность, неустойчивость, распыленность, говорит об отклонении внимания от нормы, то есть недостаточно развиты его свойства.

Причины нарушения внимания бывают разные: 1) врожденные особенности нервной системы, 2) нарушение речевых функций, 3) дефекты интеллектуальной сферы, 4) педагогические ошибки воспитания, 5) организация условий восприятия.

2. Содержание работы

С целью организации работы, направленной на корректировку и развитие основных видов и свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема) музыкальным руководителем и учителем-логопедом был разработан комплекс музыкальных, музыкально-дидактических, подвижных игр, игр с пением на развитие внимания.

Задачи комплекса:

  • Развитие произвольного внимания, его устойчивости, концентрации, переключения, объема, распределения;
  • Развитие сенсорного, слухового, моторно — двигательного внимания;
  • Коррекция основных свойств внимания, устойчивости, концентрации, распределений, объема, сосредоточения;
  • Повышение познавательного интереса;
  • Повышение мотива достижения успеха и снижение мотивации избегания неудачи, развитие самооценки

Комплекс игр на развитие внимания.

1. Игры, на корректирование основных свойств внимания:

Игра «Что за инструмент в корзинке?»

Задачи: развивать внимание, память, наблюдательность, умения воспринимать на ощупь формы и качества предмета.

Описание. В корзинке, накрытой платком, лежат знакомые детям звучащие игрушки, и шумовые инструменты. Не глядя, на ощупь ребёнок определяет, что лежит в корзинке. 2 вариант: Данные предметы лежат на столе, дети их рассматривают непродолжительное время, после чего отворачиваются. Педагог, тем временем, вносит в расположение предметов изменения.

Игра «Музыкальный лабиринт»

Задачи: развитие устойчивости и произвольной регуляции внимания.

Описание. Рассмотрев рисунок, на котором изображен музыкальный лабиринт, дети должны помочь Музыканту добраться к своему инструменту. Проходить лабиринт надо аккуратно, за контуры линии не выходя, не касаясь стенок, не возвращаться назад.

Игра «Построй дорожку»

Задачи: развить устойчивости внимания.

Описание. На картинке изображена сцена, с неаккуратно разложенными инструментами. Необходимо помочь дирижеру добраться до дирижёрского пульта, выполнив ряд условий, выстроив дорожку, следуя следующим инструкциям: закрой фишками слева направо:

а) Все ударные инструменты (или другой группы);

б) Только заштрихованные инструменты, и т.д.

Можно помочь ребёнку, вместе рассмотрев признаки предметов и особенно выделить те, которые он будет ориентироваться при выполнении условий задания.

Игра «Что лишнее?»

Задачи: добиться увеличение объема внимания.

Описание. Из подобранных картинок с изображением групп инструментов, объединенных по различным признакам, стараться находить лишний предмет, и говорить о тех признаках, по которым они объединены.

Игра "В тишине"

Задачи: развитие слуховое внимания.

Описание: В тишине дети слушают какой-либо звук или шум, на который в обыденной жизни дети не обращают внимания: театральные шумы, звуки природы, шумы, которые издают бытовые предметы (тикают часы, скрепит педаль инструмента, скребет по бумаге карандаш и т.д.). Помещение может быть немного затемнено. Можно усложнять задание, используя возросшую способность ребёнка к восприятию, предложив ему рассказ, рассматривание картинок, песню.

2. Игры, направленные на развитие нарушения моторики рук.

Игра — пальчиковая гимнастика: «Цепочка», «Мы делили апельсин», «Семья», «Дружат в нашей группе», «Очки», «Построим дом» и другие.

Задачи: снятие напряжения, развитие мелкой моторики рук.

Описание: Под пение простых и запоминающихся попевок производить поглаживание, сжимание, потягивание и тряска пальцев рук по показу педагога.

Игра «Шуршащий оркестр».

Задачи: Учить детей различным приемам извлечения шумовых звуков при помощи листа бумаги: сгибание, многократное складывание, сминание, потряхивание, шуршание смятой. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Описание: Под звучание знакомой музыки издавать звуки в такт, ритмично повторяя сильную долю, или сопровождать шумовыми эффектами знакомый музыкальный фрагмент изобразительной музыки. (идет, дожди, шумит ветер, шуршат листья и т.п.)

3. Коррекция эмоционально – волевой сферы.

Игра «Взрослые вещи»

Задачи: дать ребенку возможность оценить собственный творческий потенциал, дать ему свободу в выборе средств передачи театрального образа, поддержание положительного образа «Я» ребенка.

Описание. Подобрать реквизит для театрализованной деятельности, вещи из взрослой жизни: телефон, фотоаппарат, плеер с наушниками, бусы, украшения и т.п. Детям важно разрешить «понарошку» попользоваться предметами, с которыми связаны традиционные родительские «запреты», что поможет снять у детей напряжение. Данные предметы используются в театрализованных сценках, обыгрывании знакомой попевки или песни, танцевальном этюде.

Театральные этюды (психо-гимнастические)

Проигрывание ситуаций из прочитанного литературного произведения (сказки), или произошедшая в группе. Не надо пересказывать содержание, а эмоционально изобразить ситуацию.

Цветок (этюд на выражение радости)

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету головку вслед за солнцем.

После дождя (этюд на выражение радости)

Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Ой, ой, живот болит! (этюд на выражение страдания)

У мальчика внезапно заболел живот, он страдает (поникшая голова, сведены брови, опущены уголки рта, руки на животе).

Провинился

Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он понимает, что провинился, поэтому стоит, опустив голову.

Стыдно

Коля сломал переключатель у телевизора. Он боится, что мама его накажет, поэтому сваливает вину на младшего брата. Брата наказали. Старшему брату стыдно.

Лисенок (этюд на выражение страха)

Лисенок увидел на берегу реки свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Один дома

Мальчик остался один. Он непрерывно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился? Что тогда?

Подвижные игры с пением.

Игра «Природа и стихии»

Музыкальный руководитель играет знакомые музыкальные фрагменты, характеризующий четыре стихии. «Земля», «Вода», «Огонь», «Воздух».

Заранее оговаривают движения, соответствующие музыкальному фрагменту:

«Земля» все должны плавно двигать руками слево-направо через низ;

«Вода» – вытянуть руки и делать горизонтальные плавные движения;

«Воздух» – поднять руки вверх;

«Огонь» – произвести колышущиеся движения попеременно руками над головой. Кто ошибётся — тот проиграл.

Снежки: Дети мнут лист бумаги — делают снежок. Затем под исполнение знакомой песни «Игра в снежки» подбрасывают вверх снежинки, стараясь запятнать ими окружающих.

Капустка: Дети, взявшись за руки, образуют круг. Затем, не расцепляя рук, собираются в клубок (заплели Капустку), останавливаются, поднимая руки «воротиками». Ведущий должен пройти через несколько «воротиков», не отцепляясь от основной цепочки, тянуть за собой детей, стараясь, клубок запутать. Задача детей идти за ведущим, не расцепляя рук. Каждый из участников должен побывать в роли ведущего.

Гусеничка: Дети становятся друг за другом, в цепочку, а между ними спортивные надувные мячи. Идут за ведущим змейкой. Условие игры: не уронить шарик и не выйти из цепочки.

3. Вывод

Внимание в дошкольном возрасте является одним из самых важных показателей оценки психического развития ребенка. Учитывая особенности внимания детей дошкольного возраста, можно разработать эффективный коррекционный план, направленный если не на устранение, то на уменьшение проблем.

Игровой прием, проблемная ситуация в ходе игры ставит перед ребёнком особые задачи – сосредоточить и удержать на чём-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т. п. Чтобы иметь возможность разрешить, эти задачи, ребёнок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

При наблюдении за детьми очевидны положительные результаты развития внимания. Это говорит о том, что игра, как неотъемлемая часть воспитательно — образовательного процесса является эффективным средством развития внимания при правильной ее организации и проведении, систематическом проведении.

Использованная литература:

  1. Чернецкая, Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду [Текст] / Л. В.Чернецкая. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. — 128 с.
  2. Пылаева, Н.М. Школа внимания» (методика развития и коррекции внимания): методическое пособие» [Текст] / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина. — М.: Теревинф, 2008. — 48 с.
  3. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников (занятия, игры) [Текст] / В.М. Минаева. — М.: АРКТИ М, 2002. — 48 с.
  4. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст] / А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2002. — 104с.
  5. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции «Игры упражнения, техники» [Текст] / О.Н. Истратова. — Ростов- на –Дону: Феникс, 2007. — 349 с.
  6. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики [Текст] / С.Е. Большакова. — М.: Сфера, 2005. — 64с.
  7. Куражева, Н. Ю. Цветик- семицветик. Программа интеллектуального эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет [Текст] / Н. Ю.Куражева. — СПб.: Творческий центр, 2012. — 155 с.
  8. Рахматуллина, Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика [Текст] / Р.Рахматуллина. — Школьный психолог. — 1999. — №26, с.10.
  9. Хухлаева, О.В. Лесенки радости. М.: Совершенство, 1998 г. [электронный ресурс] http: //qame. ru/book/age_psychology/lesenka_radosti/pdf
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год