Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Методы и формы работы по музыкальному воспитанию с использованием регионального компонента»
Занятия по Музыке
Автор: Малиновская Виктория Геннадьевна   
17.12.2021 15:06

«Методы и формы работы по музыкальному воспитанию с использованием регионального компонента»«Методы и формы работы по музыкальному воспитанию с использованием регионального компонента»

Поскольку основой содержания музыкального воспитания детей в ДОУ становится музыкальная культура региона, то важным направлением деятельности должен стать отбор национально-культурного содержания.

В педагогической науке критерии отбора содержания опираются на дидактические принципы (Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.), которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста:

доступность обучения – обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям;

систематичность и последовательность- предполагает такой порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на раннее полученные; воспитывающее обучение – обучение и воспитание как процессы неразлучны;

 

развивающее обучение (Л. С. Выготский) – чтобы обучение успешно решало стоящие перед ним задачи, оно должно быть развивающим;

проблемное обучение – активизирует мыслительную деятельность детей, их творческие проявления;

наглядность – имеет особенно важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление ребенка носит наглядно – образный характер; индивидуальный подход к детям – при обучении учитываются психофизиологические особенности детей.

В отборе музыкального материала я придерживаюсь следующих критериев:

  • художественно-эстетическая значимость музыкальных иллюстраций
  • развивающая, воспитательная и образовательная значимость
  • учет индивидуальных особенностей дошкольников, возможностей восприятия национальной музыки детской аудиторией
  • доступность, полнота, художественность музыковедческих и литературных источников.

Оптимальность и эффективность предлагаемых форм и методов работы с детьми по освоению национального музыкального искусства нашей Республики помогает дошкольникам прочувствовать разнообразные интонации музыки региона, выражающие различную гамму чувств, мыслей, настроений.

В ходе приобщения дошкольников к национальному музыкальному искусству, мы применяем следующие методы музыкального воспитания:

сравнения по принципу сходства и различия (Д. Б. Кабалевский),

игровой, словесные (диалог, сказка, беседа),

создания художественной среды,

эмоционально-выразительного показа (Н. А. Ветлугина, О.П. Радынова. З.Мухаметзянова),

образно-игровой, создания композиций (Л. В. Горюнова, З.Мухаметзянова)

Музыкальное воспитание дошкольников требует также создания новых форм и методов в реализации своей основной цели – формировании музыкальной культуры, а также воспитание творческой, раскрепощенной личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать прекрасное.

Поэтому, в музыкально-воспитательный процесс внедряем наиболее действенные формы работы:

  • тематические занятия, которые объединены одной темой например: «Музыкальная жизнь родного города», «Наш земляк – Салават Юлаев», «Осень в моем городе», «Музыка родного края», и т.д.
  • интегрированные (комплексные) занятия, где используются различные виды музыкальной и художественной деятельности (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография). Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже чувствуют индивидуальность произведения, приближаются к пониманию специфики каждого вида искусства. Смену художественной деятельности объединяем задачей, например, передаем сходное настроение песни «Отчизна» муз. Ф.Гершовой в рисунке, движениях, стихах.
  • монозанятия, посвященные творчеству какого-либо композитора, например, Р.В. Сальсанов и т.д.
  • занятия-путешествия, один из эффективных приемов увлечь детей, ввести их в мир башкирского музыкального искусства. Причем путешествуем как «вглубь времени», «Путешествие в башкирское село», так и «Путешествие по столице нашей Республики», «Путешествие в театр»
  • занятия-инсценировки, на которых дети смотрят драматизированные сказки и инсценировки, или сами принимают в них участие, например, инсценируют башкирскую сказку «Четыре друга», русские сказки «Колобок», «Снегурочка»
  • занятия — встречи, на которые приглашаются исполнители как профессиональные, так и самодеятельные – бабушки, дедушки, родители, выпускники
  • занятия — праздники, в которых дети демонстрируют свои музыкально-творческие способности, и кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития. Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Занятия-праздники проводим в форме литературно-музыкальной композиции «День республики», «Мой край родной!», «О республике с любовью» «Цвети мой Башкортостан» и т.д.

Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Это, прежде всего беседы – концерты по слушанию музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.

Ну и такой важной сферой развлечения, которая способствует активному развитию ребенка и является ведущей деятельностью дошкольников, является игра. Игра является важнейшим принципом эстетического воспитания, способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, способности эстетического переживаний музыкальных произведений и произведений искусства. Одной из главных особенностей игровой деятельности заключается в её активном творческом характере, т.к. связана не только с правилами, условиям игры, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом. Башкирские народные игры ( «Курай», «Разноцветные платочки», «Ловкий джигит», «Медный пень») (как и русские, и татарские и т.д.) несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности.

Форма организации музыкального воспитания в жизни ДОУ предусматривает и такую форму дополнительного образования – занятия в кружке по интересам. На наш взгляд, это наиболее эффективный путь решения поставленной проблемы; на занятиях кружка по приобщению детей к культуре своего региона, ребенок в полной степени может реализовать себя, что не всегда получается на типовых занятиях. Занятие в кружке дает возможность развивать у детей интерес и любовь к культуре своего региона, воспитывать чувство причастности к культурным ценностям.

Приобщение дошкольников к музыкальному искусству региона обнаруживает необходимость создания в ДОУ особой, эмоционально-насыщенной и развивающей среды, предоставляющей широкие возможности для включения в воспитательный процесс различных видов деятельности детей: в области музыкального развития (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование), в области музыкального творческого развития (игровое творчество, актерские импровизации, пластическое интонирование, инсценирование песни), в области личностного развития (общение, взаимодействие с воспитателем, музыкальным руководителем, родителями).

В этих целях при создании предметно-пространственной среды в каждой группе, обеспечивающей воспитание детей средствами музыкального искусства региона, учитываем:

  • разнообразие материала для накапливания дошкольниками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями
  • художественные достоинства материала
  • занимательность содержания, новизна его элементов
  • доступность материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития.

Содержание такой среды включает в себя:

  • уголок народного искусства, где представлены предметы старины русско-башкирского быта и изделия декоративно-прикладного творчества
  • уголок культуры и искусства, где представлены портреты композиторов, иллюстративные репродукции картин художников РБ, музыкальные инструменты, аудиокассеты с записями фольклорной и композиторской музыки (в том числе и своего региона).

Музыкальное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства региона требует и участия родителей. Это является тожеодной из форм работы с детьми по освоению регионального компонента. Так как отношение родителей к национальной культуре передается ребенку, мы активизируем интерес родителей к содержанию музыкального воспитания в ДОУ, способствуем совместному участию детей и взрослых на тематических вечерах, праздниках, развлечениях. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыкальном искусстве, используем возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.

Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год