Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Занятия по Музыке
Автор: Васильева Дарья Александровна   
04.01.2023 08:52

СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВСОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Васильева Дарья Александровна Студент НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ

Научный руководитель: Трофимова Елена Давидовна к.п. н., доцент кафедры ППО НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО РГППУ

Аннотация: В настоящее время в дошкольном образовании уделяется большое внимание развитию музыкального восприятия детей дошкольного возраста. Опираясь на теории ученых, процесс познания музыкального искусства способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка. Развитие музыкального восприятия осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности — хорового пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах, движения под музыку и т. д. Методики работы в этом направлении включают в себя и современные мультимедийные средства. К ним относятся интерактивная доска, компьютер, планшет.

При использовании мультимедийных средств музыкальные и художественные образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, так как звучание музыки дополняется иллюстрациями, а изображение картин и образов — звуками. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы»: картины природы, действия персонажей, чувства человека. Современные мультимедийные средства активизируют эмоциональную отзывчивость и музыкально-слуховые представления ребенка за счет разнообразной визуализации материала; воздействуют на становление чувства ритма и ладового чувства, обеспечивая интерактивность музыкальных занятий.

Ключевые слова: развитие образования, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, развитие музыкального восприятия, чувство ритма, ладовое чувство, эмоциональная отзывчивость, мультимедийные средства, интерактивная подача материала.

Исследования ряда авторов (Ю. Б. Алиева, Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевского, Н. И. Киященко, Е. В. Назайкинского, Г. С. Тарасова, Б. М. Теплова, В. И. Петрушина, Г. М. Цыпина и др.) показали, что начиная с дошкольного возраста у младших школьников процесс музыкального восприятия активизируется, становясь необходимой формой приобщения ребенка к музыкальному искусству. При регулярном приобщении детей к музыке у них развивается потребность в этом виде искусства.

В соответствии с этим в качестве главных задач развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста выступают задачи накопления интонационного опыта восприятия доступных стилей и жанров музыки, развитие способности эмоционально откликаться на музыку и сопереживать в ней чувствам, формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.

В определении Е. В. Назайкинского «музыкальное восприятие -восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [1].

Таким образом, музыкальное восприятие понимается как состоявшееся прочувствованное и осмысленное восприятие музыки. В ином случае речь может идти лишь о процессе воздействия звуковых сигналов на органы слуха. Данный подход к понятию «музыкальное восприятие» соотносится с точкой зрения Д. Б. Кабалевского, который акцентирует внимание на том, что «музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся не только слушать, но и по-настоящему слышать ее и размышлять о ней» [2, с.85].

Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка. На начальных этапах развития музыкального восприятия нужно учитывать преобладающее у дошкольников наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности. И то, что детям этого возраста свойственна яркая эмоциональная отзывчивость, выражение непосредственных эмоциональных впечатлений в игровой форме.

В среднем и, особенно в старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, развития психики ребенка, у него вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее психологических ситуаций.

Ученые отмечают, что восприятие музыки является сложным многоплановым процессом: в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков (высота, тембр, сила и т.д.), осмысление предыдущего опыта, ассоциации с происходящим в настоящее время, следование за развитием музыкальных образов, их переживание и оценка.

Качество музыкального восприятия зависит не только от возраста ребенка, но и от уровня его музыкального и общего развития, обусловленного социальным окружением. Если с детства ребенок растет в «немузыкальной» среде, у него может сформироваться негативное отношение к «серьезной» музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию.

Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей.

Развитие музыкального восприятия является следствием целенаправленного воспитания и осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности — хорового пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах, движения под музыку [3, с. 88].

В процессе музыкального восприятия младших школьников, исследователь выделяет несколько стадий. Первая стадия музыкального восприятия — получение общих представлений о музыкальном образе. Вторая стадия музыкального восприятия — при повторном прослушивании углубление в содержание музыкального произведения, осознание средств музыкальной выразительности, включение аналитических свойств музыкального восприятия, переход от целостного к дифференцированному восприятию. Третья стадия — индивидуальное творческое восприятие, способность к личностной оценке музыкального произведения [4, с. 54].

Развитие музыкального восприятия стимулирует художественно-образное мышление. [5, с. 103].

Музыкальный образ — это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора. В этом поможет использование

современных мультимедийных средств, таких, как персональный компьютер, планшет, интерактивная доска.

Также с помощью мультимедийных средств можно сформировать представления о способах создания музыкального образа, о звукоизобразительности, например, предложив детям подборку одинаковых музыкальных приемов и рассмотрев их назначение. Это сделает понимание музыкального произведения более доступным.

При использовании мультимедийных средств музыкальные и художественные образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, так как звучание музыки дополняется иллюстрациями, например, портретами музыкантов, а изображение картин и образов — звуками. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы»: картины природы, действия персонажей, чувства человека.

Мультимедийные средства воздействуют на становление чувства ритма и ладового чувства, обеспечивая интерактивность музыкальных занятий.

Исследование было посвящёно подбору диагностических методик по выявлению уровня развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. В нём принимали участие дети старшего дошкольного возраста, всего 20 человек. Средний возраст 6–7 лет.

Для проведения экспериментального исследования была использована методика «Музыкальная палитра» (автор Анисимов В. П.) [6]. Данный метод позволяет оценить уровень сформированности музыкально-слуховых представлений, ладового и музыкально-ритмического чувства младших школьников.

Детям предлагалось прослушать аудиозапись пяти разнохарактерных музыкальных фрагментов: «Легенды» (спокойное, мудрое, мирное звучание), «Кошки» (плавное, нежное звучание), «Летят утки» (унылое, жалобное звучание), «Дударь» (бодрое, звонкое звучание), «Во Горнице» (тревожное, нетерпеливое звучание). После прослушивания задавались следующие вопросы.

Проба 1. Вербальное задание: «Опиши, какие чувства возникают у тебя при прослушивании музыкального фрагмента. Подбери нужные слова, которые точно отразят твое настроение» (ладовое чувство).

Проба 2. Невербально-художественное задание: «Изобрази на бумаге те образы, которые возникают в твоем воображении при прослушивании мелодии. Используй цвета и линии, чтобы передать особенности твоих представлений» (музыкально-слуховые представления).

Проба 3. Невербально-двигательное задание: «Используй танцевальные движения для передачи настроения и ритма музыки».

Результаты диагностики уровня развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста показывают, что у большинства испытуемых музыкальное восприятие развито на среднем уровне (ладовое чувство – 60%, музыкально-слуховые представления – 75%, музыкально-ритмическое чувство – 75% детей).

Для повышения эффективности развития музыкального восприятия была составлена программа с использованием мультимедийных средств. Предложенный проект состоит из 10 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Проект состоит из трех блоков: развитие ладового чувства, развитие музыкально-слуховых представлений и развитие музыкально-ритмического чувства. Каждый блок содержит три занятия с использованием мультимедийных средств. В конце проекта проводится итоговое занятие-концерт.

В основе проекта положения о том, что развитие ладового чувства начинается с использования простейших музыкальных инструментов для аранжировки простых фольклорных форм (попевок, закличек…), развитие музыкально-слуховых представлений происходит при использовании сказок, художественных промыслов, музыкальных форм фольклора, развитие музыкально-ритмического чувства происходит наиболее эффективно в играх, музицировании и исполнении песен.

Предложенный проект может использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций для развития музыкального восприятия старших дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия

[Электронный ресурс] / Е. В. Назайкинский. — Режим доступа: https: //studfile. net/preview/5534947/ (дата обращения: 12. 12. 2022).

2. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по

музыке для общеобразовательной школы [Текст]/Д. Б. Кабалевский. — М.: Владос, 2001. — 143 с.

3. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]

/ Э. Б. Абдуллин.  М.: Академия, 2004.  336 с.

4. Кнященко, Н. И. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст] / Н. И. Киященко. — М.: Педагогика, 2003. — 371 с.

5. Калантарян, Л. А. Музыкальное восприятие как основа всестороннего развития личности дошкольника [Текст] / Л. А. Калантарян // Наука и образование. — 2018. — № 1. — С. 103–106

6. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст] / В. П. Анисимов. — М.: Владос, 2004. — 128 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год