Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование нейрологического подхода для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Занятия по Музыке
Автор: Ерофеева Алена Владимировна   
07.12.2023 09:47

Использование нейрологического подхода для развития чувства ритма у детей дошкольного возрастаИспользование нейрологического подхода для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Ерофеева Алена Владимировна – музыкальный руководитель дошкольных групп МБОУ «Устьинской СОШ» с. УстьеСунтарского района РС (Я)

Современные исследования показывают, что вырос процент детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Причины этих нарушений связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием.

Учитывая, тот факт, что дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, в системе дошкольного образования идет поиск новых форм и методов работы. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая которого была разработана Александром Лурия и его коллегами Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е.Д. Хохмской, Т.В. Ахутиной.

Данный подход предполагает использование тела для развития психических функций: выполняя определенные упражнения, мы имеем возможность воздействовать на ту или иную часть мозга, которая отвечает за запоминание, внимание, речь и т.д. а, следовательно, и на развитие музыкальных способностей, на развитие чувства ритма.

Еще в 1975 году нейробиологами экспериментальным путем было установлено, что основной способ аккумуляции электрической активности в стволе головного мозга — это музыка. Известно, что обязательная составляющая музыки – это ритм. Ритмическая пульсация служит источником тонизирования и структурирует активность ребенка, дает ему опору временной организации поведения. Чувство ритма тесно связано с электрической активностью мозга. То есть ритм позволяет мозгу аккумулировать электрическую энергию, необходимую для его работы. Еще одним открытием стало то, что ритм активизирует волновую активность в различных участках мозга, позволяя ему возбуждаться или успокаиваться, в зависимости от того, какой именно ритм влияет на мозг в данный момент.

 

Само по себе чувство ритма — это врожденное свойство мозга. Однако наш мозг развивается в зависимости от тех условий, которые ему созданы. Поэтому это качество можно развивать. В нашем случае через музыкальныенейроупражнения, игру на нейроложках.

Для развития чувства ритма у дошкольников мы применяем различные потешки, прибаутки, короткие стишки, ритмические формулы которых в состоянии воспринять и обработать детский мозг. А с помощью нейронагрузки они просто незаменимы. В простых четверостишиях, например, первые 2 строчки сопровождаются хлопками, последние 2 строчки — кулачками (молоточки). Хлопки и кулачки – это база нейроупражнений, чередование которых формирует новые нейронные связи, отвечающие за развитие чувства ритма в том числе.

Еще одно музыкальное нейроупражнение — чередование видов шагов с использованием бубнов в музыкально-ритмической игре «Большие и маленькие ноги» наверняка используют многие музыкальные руководители. Когда идут «большие ноги» — ритмичные удары бубном, когда «ноги побежали» — тремоло.

Еще одна нейроигра, которая нравится дошкольникам – «На парад идет отряд». Детям предлагается маршировать на месте под счет «Раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором — на счет «два», в третьем — на счет «три», в четвертом — на счет «четыре». Повторить несколько раз. Сначала движения выполняются совместно с взрослым в медленном темпе, после усвоения темп может увеличиваться.

Настоящей находкой для нас стало использование нейроложек. Нейроложкивнешне схожи с деревянными. Это две алюминиевые ложки, которые соединены между собой черенками, имеющие пространство между черпаками. При ударе ложки создают чистый однотонный звук, который приятен и достаточно звонок. Отталкиваясь от нашего тела, ложка начинает вибрировать, частицы воздуха колеблются о барабанную перепонку нашего уха и передают колебания ей. Эти колебания мы воспринимаем как звук. Ложка состоит из черенка и черпака. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны.

Игра на нейроложках с младшими дошкольниками сопровождается стихотворным текстом (это опять же потешки, прибаутки, короткие стишки или песенки). Ребята старшего дошкольного возраста сопровождают игрой на ложках собственное пение, передают и ритмические композиции, и мелодическую структуру музыкального произведения.

Игра на ложках развивает не только чувство ритма, но и координацию движений, помогает изучить физические свойства звука, вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей, прививает любовь к коллективномумузицированию, стимулирует творческую инициативу. Осознанные действия координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.

Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражненией дают педагогам новые возможности при решении задачи по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, чувства ритма в том числе. Кроме ожидаемого влияния на развитие чувства ритма, нейроподход в сочетании с музыкой может решить ряд задач познавательной сферы, а музыкальные занятия сделать более интересными и увлекательными для детей.

Источники

  1. Праведников И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС- пресс», 2017.
  2. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003
  3. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа — М.: Изд. «Астрель», 2000.
  4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год