Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Музыка как связующее интегрирующее звено между различными сторонами обучения и развития детей.
Занятия по Музыке
Автор: Матвеенко Наталья Юрьевна   
20.05.2024 09:20

Музыка как связующее интегрирующее звено между различными сторонами обучения и развития детей.Музыка как связующее интегрирующее звено между различными сторонами обучения и развития детей.

Методическая разработка по развитию детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность.

Музыкальные игры из многолетнего практического опыта педагога-психолога, музыкального руководителя Матвеенко Натальи Юрьевны

«Музыка — могучий источник мысли. … В.А. Сухомлинский

Работая с детьми раннего возраста, я очень внимательно за ними наблюдаю. Мои многолетние наблюдения показали, что у малышей есть много того, чему мы можем научиться у них. Они видят мир другими глазами, для них открыты все пути, они доверяют своим чувствам, они свободны от правил и условностей.

 

Я считаю, что одна из главных задач воспитания детей – это найти подход к ребенку — «ключик», с помощью которого можно раскрыть внутренний потенциал ребенка, помочь ему в развитии и дать правильную траекторию. Сколько детей – столько «ключиков». А музыка – один из помощников в этом поиске.

На моих занятиях большое значение придается музыке – как связующему интегрирующему звену между различными сторонами обучения и развития детей. Живым музыкальным оформлением сопровождается каждая смена вида деятельности детей. Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств, и, как полифункциональное искусство эффективно воздействует на личность ребенка.

В раннем возрасте происходит интеграция всех видов деятельности: движение может сопровождаться игрой на элементарных музыкальных инструментах (погремушках, колокольчиках, ложках); восприятие музыки может сопровождаться движением, а пение скорее является подпеванием, поскольку это только начальный этап становления вокально-певческих навыков. Но при этом ведущими видами музыкальной деятельности ребенка раннего возраста являются слушание музыки и восприятие через музыкальное движение. Слушая музыку, малыш непосредственно реагирует на нее, что отражается через движение рук и ног, мимику лица.

Восприятие музыкального образа поддерживается дополнительными средствами, такими как: визуальный ряд, стихотворение. Здесь важно отметить, что речь педагога должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, выразительностью, а его голос -благозвучным.

Важно отметить, что занятия музыкой полезны для развития артикуляционного аппарата, формирования интеллектуальной грамотности и в дальнейшем помогут ребёнку в школе при изучении фонетики русского и иностранных языков.

Включение музыки во все сферы жизнедеятельности ребенка может улучшить его коммуникативные возможности, сделать физическое и интеллектуальное развитие эмоционально благополучным.

Воспитателям и специалистам необходимо проводить специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком, создавать для него особый эмоциональный климат. В создании такого климата прекрасным помощником является музыка.

В этой методической разработке предлагаетсяавторский материал, который уже более 15 лет используется в работе с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях и детских центрах развития. Этот материал может быть полезен и воспитателям, и специалистам, и родителям.

1. Игра – приветствие.

Эта игра предвосхищает приход какого-либо гостя-друга.

1) «Приходите в гости» (авторская)

С добрымутром, с добрымутром! Хлопаем в ладоши

Говорим мы всем друзьям.

С добрымутром, с добрымутром!

Приходите в гости к нам! Жестом рукприглашаем, зовём

2. Знакомство с музыкальными инструментами.

Музыкальные инструменты для детей раннего возраста – это, в первую очередь, предметы. А предметная деятельность, как известно, является ведущей на данном этапе развития. Она обусловливает развитие психических процессов, развитие личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности и способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. Необходимым условием для развития интеллектуального потенциала ребенкаявляется разнообразие и сменяемость предметной среды, предоставление свободы исследования (предметно -манипулятивнаядеятельность).

Поэтому, прежде, чем начать знакомить детей с приёмами игры на музыкальных инструментах, необходимо дать им возможность их исследовать.

1) «Бубен»

Педагог даёт детям в руки бубны.

Дети внимательно рассматривают пластиночки, отверстия в бубне, играют на них так, как им нравится, прислушиваясь к звучанию.

На следующем этапе знакомства с музыкальными инструментами педагог показывает приём игры на них, сопровождая текстом.

Музыку мы любим

Возьмём мы в руки бубен

Ладошкой по нему побьём

И песню звонкую споём.

!Дать возможность детям послушать, КАК звучит бубен.

2) Игра «Тихо-громко»

Постучим мы тихо тук, тук, тук

И тогда услышим тихий звук

Постучим сильнее тук, тук, тук

И тогда услышим громкий звук.

А теперь поднимем бубенПедагог поднимает бубен вверх

И трясти его мы будемТрясёт бубном

Бубны в ручках у ребят.

Очень весело звенят. Педагог показывает, как бубен звенит.

3) Танец-игра с бубнами «Вот так бубны»!

Музыка Спадавеккиа Антонио

(мелодия песни «Добрый жук»)

Текст С.Матвеенко

1 куплет:

Вот так бубны у ребят, у ребят, у ребят

Очень весело звенят, весело звенят

Дети играют на бубнах, стоя в кругу

Припев:

Ай да бубен, бубенец, бубенец, бубенец!

Кто играет молодец, молодец, молодец!

Дети поднимают бубны вверх и кружатся

2 куплет

По коленочкам тук-тук, я твой друг, ты мой друг.

Пусть танцуют все вокруг, дружно все вокруг!

Дети стучат бубнамипо коленочкам

Припев:

Дети поднимают бубны вверх и кружатся

3 куплет

Громко ножками топ-топ, раз-два-три, топ-топ-топ…дети топают ногами

И ладошками хлоп хлоп, громче хлоп-хлоп-хлоп. стучат по бубну ладошкой

Припев:

Дети поднимают бубны вверх и кружатся

4) Деревянные ложки

Педагог показывает ложки и произносит следующий текст

Ложки две

Чудеса творят

Стоит в ручки взять-

Весело стучат. Стучит, детки слушают.

Педагог раздаёт всем детям по 2 ложки и даёт возможность их рассмотреть, потрогать. Сначала я даю детям нераскрашенные ложки, и они играют ими.

А спустя некоторое время показываю хохломские, обращая внимание детей на красоту хохломской росписи: цветочки, ягодки, листочки и т.д.)

Следующим этапом знакомства с ложками педагог обучает приёму игры на них, стучит ложками и говорит:

Тук, тук, тук, тук

Все услышали мы стук

Постучи немножко

Поиграем в ложки.

Под русскую народную музыку дети играют в ложки.

Далее можно провести игру «Громко-Тихо» (см. выше)

5) Игра с деревянными палочками.

Игра способствует развитию чувства ритма, слухового внимания, речи.

Для детей от 2-х лет.

Педагог стучит палочкой о палочку и произносит текст.

Вариант 1

Тук, тук, тук, тук

Все услышали мы звук

Это палочки стучат

Поиграть зовут ребят.

Под русскую народную музыку дети играют на палочках. Эту игру можно включить в досуг «День пап», показать, какие помощники, строить домик и забивать «гвоздики».

Играйте, пойте, пляшите, музицируйте, импровизируйте!

Творческих успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год