Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Звонкие голоса России». Путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов
Занятия по Музыке
Автор: Курко Алла Витальевна   
06.10.2024 11:44

Проект «Звонкие голоса России». Путешествие в мир русских народных музыкальных инструментовПроект «Звонкие голоса России». Путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
  • По числу участников проекта: групповой.
  • По времени проведения: среднесрочный (3 месяца).
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

  • руководитель проекта: музыкальный руководитель Курко Алла Витальевна
  • дети и родители старших и подготовительных групп МБДОУ д/с №151.

Скачать презентацию

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и развитие творческих способностей дошкольников через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Задачи:

  1. Познакомить детей с народными музыкальными инструментами.
  2. Воспитывать интерес к русскому фольклору через знакомство с народной музыкой.
  3. Заложить основы нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с русской народной культурой.
  4. Заинтересовать и вовлечь педагогический коллектив в организацию работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство их с русскими народными инструментами.
  5. Развивать партнерские отношения ДОУ и семьи в приобщении детей к русской национальной культуре, через привлечение родителей к созданию экспозиции музыкальных инструментов в группе.
  6. Пополнить развивающую среду народными музыкальными инструментами.

Актуальность:

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства доступна ребёнку. Еще в младенчестве, слушая колыбельную песню, потешки, прибаутки, ребенок приобщается к народной музыке, ее особой напевности.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования духовного мира человека. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Мои наблюдения за детьми в группе показали, что музыкальными инструментами дети интересуются, используют их в играх, но, к сожалению не все знают названия инструментов, особенно русских народных, приёмы игры на них.

Знания педагогов по теме, выявленные в беседе, также оказались не полными. Педагоги в своей работе с детьми мало уделяют времени их музыкальному развитию, в том числе и с использованием русских народных музыкальных инструментов.

Знания родителей по данной теме были выявлены через опрос и показали низкий уровень.

В связи с этим мной был разработан проект по созданию мини-музея народных музыкальных инструментов.

Идея создания музея возникла не случайно. Знакомя детей с различными музыкальными инструментами, я пришла к выводу, что простого рассматривания иллюстраций и картинок не достаточно. Детям всегда хочется не только увидеть, но и потрогать инструмент, услышать его «живой звук». Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. Дети знакомы с народными музыкальными инструментами, знают их названия, технику игры, отличают их звучание. Умеют играть в оркестре, в ансамбле и импровизировать на них, используют их не только на музыкальных занятиях, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности, что помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции.
  2. У детей, воспитателей, родителей возник стойкий интерес к истории и культуре своего народа, к русскому фольклору через знакомство с народной музыкой, русскими народными инструментами.
  3. У родителей повышена своя педагогическая компетентность в вопросах музыкального воспитания своих детей.
  4. Развиваются партнерские отношения ДОУ и семьи в приобщении детей к русской национальной культуре, через привлечение родителей к созданию экспозиции музыкальных инструментов в группе.
  5. Развивающая среда пополнена самодельными народными музыкальными инструментами.

Этапы проекта.

1. Подготовительный этап

  1. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
  2. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций.
  3. Составление плана проведения экскурсии по мини-музею.
  4. Подбор картинок и материала по истории возникновения музыкальных инструментов.
  5. Составление сценария «Ярмарка».
  6. Сбор материала для организации мини-музея русских народных инструментов в музыкальном зале.
  7. Сотрудничество с родителями.
  8. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:
  • наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.
  • дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»)
  • музыкально-дидактические игры: «Муз. инструменты», «Муз. кроссворды»

«Мастерская музыкальных инструментов», «Из чего сделан инструмент»

  • ИКТ (слайд-презентации «Какие бывают инструменты», «Удивительный концерт», и видеоролики с музыкальными фрагментами.
  • Создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, коллекции записей звучания этих инструментов, картотек музыкально–дидактических игр, загадок, стихов и т. п.).

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

Работа с родителями

- Решение вопроса о пополнении экспонатами мини-музея в музыкальном зале.

- Консультации для родителей на тему:«Откройте ребенку волшебный мир звуков», «Детские музыкальные инструменты»

- Консультация для родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов для мини-музея.

- Памятка для родителей«Музыкальные инструменты своими руками».

- Консультация для родителей на тему: «Русские народныемузыкальные инструменты».

Работа с детьми

- Слушание: аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (высокого качества);

аудиозаписей звучания народных инструментов, народных наигрышей.

- Пение:

- Музыкально-ритмические движения:

- Знакомство и игра на детских музыкальных инструментах:

- Беседы с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»

- Загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты.
- Просмотр  иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением муз.инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре.

- Оформление альбома «Музыкальные инструменты» (история музыкальных инструментов, инструменты разных стран и эпох).

- Просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Удивительный концерт».

- Рассказ-сообщение об истории возникновения музыкальных инструментов.

-Разгадывание музыкальных кроссвордов ,ребусов 

- Оформление музыкального уголка в группах детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами.

- Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием  темы музыкальных инструментов«Идем на концерт», «В магазине музыкальных инструментов»

-  Музыкально-дидактические игры:

«Угадай, на чем играю»;

«Оркестр»;

«Музыкальный теремок»;

«Подбери инструмент»

- Разучивание  и исполнение пьесок детского оркестра музыкальных инструментов

- Чтение стихов  и сказок про музыкальные инструменты и в которых встречаются музыкальные инструменты

(«Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»).

- Беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.

- Беседа с детьми о профессии музыканта.

- Организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных).

- Рассматривание картин художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

Разделы музея

  1. История возникновения инструментов
  2. Духовые инструменты.
  3. Шумовые и ударные инструменты.
  4. Струнные инструменты.
  5. Самодельные шумовые инструменты.
  6. Фонотека звучания инструментов.

3 этап. Заключительный.

  1. Оформление выставки экспонатов мини-музея.
  2. Составление паспорта проекта.

3. Занятие (с использованием ИКТ) по теме:«Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами».

4. Экскурсия воспитанников ДОУ в мини - музей с целью обобщения у детей знаний о народных музыкальных инструментах и содействия развитию у детей эстетического восприятия образцов народной музыки, способности эмоционально откликаться на воздействие народной музыки.

5. Театрализованная деятельность: инсценировка фольклорных произведений, сказок – шумелок Е. Железновой с использованием народных и самодельных музыкальных инструментов.

6. Подведение итогов и фотоотчет о работе мини-музея.

7. Презентаций для детей и воспитателей ДОУ по теме проекта.

8. Развлечение «Многоголосая Масленица» (совместно с родителями).


Продукт проектной деятельности:
- Мини-музей русских народных инструментов.
- Фольклорный праздник «Ярмарка»
- Шумовые музыкальные инструменты своими руками.

Коллекция мини-музея располагается на полках в музыкальном зале. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. В музее предоставлены разные виды инструментов: деревянные, глиняные, фарфоровые, металлические и пластмассовые, изготовленные мастерами, заводские, авторские.
Здесь же размещаются самодельные музыкальные инструменты, выполненные детьми и взрослыми.                                                            

         ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСПОНАТОВ МИНИ-МУЗЕЯ.

Струнные русские народные музыкальные инструменты: балалайки, гусли, домры.
Вспомогательный материал: паспорта струнных народных инструментов, включающие в себя название, описание инструмента, историю возникновения, способы звукоизвлечения и иллюстрации музыкантов, играющих на этих инструментах.
Духовые русские народные музыкальные инструменты: дудочки, свистульки, свирель, гудок, кугиклы, жалейки, варган.
Вспомогательный материал: паспорта духовых русских народных инструментов, включающие в себя название, описание инструмента, историю возникновения, способы звукоизвлечения и иллюстрации музыкантов, играющих на этих инструментах.
Ударные и шумовые русские народные музыкальные инструменты:
трещотки, рубель, ложки, бубенцы, колокольчики, коробочки, дрова, колотушка, кокошник, колокол. Вспомогательный материал: паспорта ударных и шумовых русских народных музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструмента, историю возникновения, способы звукоизвлечения и иллюстрации музыкантов, играющих на этих инструментах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год