| 
  Проект «Звонкие голоса России». Путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов 
Тип проекта: 
- По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
 
- По числу участников проекта: групповой.
 
- По времени проведения: среднесрочный (3 месяца).
 
- По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
 
 
Состав проектной группы: 
- руководитель проекта: музыкальный руководитель Курко Алла Витальевна
 
- дети и родители старших и подготовительных групп МБДОУ д/с №151.
 
 
Скачать презентацию 
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и развитие творческих способностей дошкольников через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. 
Задачи: 
- Познакомить детей с народными музыкальными инструментами.
 
- Воспитывать интерес к русскому фольклору через знакомство с народной музыкой.
 
- Заложить основы нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с русской народной культурой.
 
- Заинтересовать и вовлечь педагогический коллектив в организацию работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников через знакомство их с русскими народными инструментами.
 
- Развивать партнерские отношения ДОУ и семьи в приобщении детей к русской национальной культуре, через привлечение родителей к созданию экспозиции музыкальных инструментов в группе.
 
- Пополнить развивающую среду народными музыкальными инструментами.
 
 
Актуальность: 
Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства доступна ребёнку. Еще в младенчестве, слушая колыбельную песню, потешки, прибаутки, ребенок приобщается к народной музыке, ее особой напевности. 
Издавна музыка признавалась важным средством формирования духовного мира человека. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир. 
Мои наблюдения за детьми в группе показали, что музыкальными инструментами дети интересуются, используют их в играх, но, к сожалению не все знают названия инструментов, особенно русских народных, приёмы игры на них. 
Знания педагогов по теме, выявленные в беседе, также оказались не полными. Педагоги в своей работе с детьми мало уделяют времени их музыкальному развитию, в том числе и с использованием русских народных музыкальных инструментов. 
Знания родителей по данной теме были выявлены через опрос и показали низкий уровень. 
В связи с этим мной был разработан проект по созданию мини-музея народных музыкальных инструментов. 
Идея создания музея возникла не случайно. Знакомя детей с различными музыкальными инструментами, я пришла к выводу, что простого рассматривания иллюстраций и картинок не достаточно. Детям всегда хочется не только увидеть, но и потрогать инструмент, услышать его «живой звук». Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности. 
Ожидаемый результат: 
- Дети знакомы с народными музыкальными инструментами, знают их названия, технику игры, отличают их звучание. Умеют играть в оркестре, в ансамбле и импровизировать на них, используют их не только на музыкальных занятиях, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности, что помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции.
 
- У детей, воспитателей, родителей возник стойкий интерес к истории и культуре своего народа, к русскому фольклору через знакомство с народной музыкой, русскими народными инструментами.
 
- У родителей повышена своя педагогическая компетентность в вопросах музыкального воспитания своих детей.
 
- Развиваются партнерские отношения ДОУ и семьи в приобщении детей к русской национальной культуре, через привлечение родителей к созданию экспозиции музыкальных инструментов в группе.
 
- Развивающая среда пополнена самодельными народными музыкальными инструментами.
 
 
Этапы проекта. 
1. Подготовительный этап 
- Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
 
- Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций.
 
- Составление плана проведения экскурсии по мини-музею.
 
- Подбор картинок и материала по истории возникновения музыкальных инструментов.
 
- Составление сценария «Ярмарка».
 
- Сбор материала для организации мини-музея русских народных инструментов в музыкальном зале.
 
- Сотрудничество с родителями.
 
- Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:
 
 
- наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.
 
- дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»)
 
- музыкально-дидактические игры: «Муз. инструменты», «Муз. кроссворды»
 
 
«Мастерская музыкальных инструментов», «Из чего сделан инструмент» 
- ИКТ (слайд-презентации «Какие бывают инструменты», «Удивительный концерт», и видеоролики с музыкальными фрагментами.
 
- Создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, коллекции записей звучания этих инструментов, картотек музыкально–дидактических игр, загадок, стихов и т. п.).
 
 
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ  ЭТАП 
| 
 Работа с родителями 
 | 
 - Решение вопроса о пополнении экспонатами мини-музея в музыкальном зале. 
- Консультации для родителей на тему:«Откройте ребенку волшебный мир звуков», «Детские музыкальные инструменты» 
- Консультация для родителей по изготовлению самодельных музыкальных инструментов для мини-музея. 
- Памятка для родителей«Музыкальные инструменты своими руками». 
- Консультация для родителей на тему: «Русские народныемузыкальные инструменты». 
 | 
 
| 
 Работа с детьми 
 | 
 - Слушание: аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (высокого качества); 
аудиозаписей звучания народных инструментов, народных наигрышей. 
- Пение: 
- Музыкально-ритмические движения: 
- Знакомство и игра на детских музыкальных инструментах: 
- Беседы с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты» 
- Загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты.  - Просмотр  иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением муз.инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре. 
- Оформление альбома «Музыкальные инструменты» (история музыкальных инструментов, инструменты разных стран и эпох). 
- Просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Удивительный концерт». 
- Рассказ-сообщение об истории возникновения музыкальных инструментов. 
-Разгадывание музыкальных кроссвордов ,ребусов  
- Оформление музыкального уголка в группах детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами. 
- Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием  темы музыкальных инструментов«Идем на концерт», «В магазине музыкальных инструментов» 
-  Музыкально-дидактические игры: 
«Угадай, на чем играю»; 
«Оркестр»; 
«Музыкальный теремок»; 
«Подбери инструмент» 
- Разучивание  и исполнение пьесок детского оркестра музыкальных инструментов 
- Чтение стихов  и сказок про музыкальные инструменты и в которых встречаются музыкальные инструменты 
(«Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»). 
- Беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты. 
- Беседа с детьми о профессии музыканта. 
- Организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных). 
- Рассматривание картин художников, на которых изображены музыкальные инструменты. 
 | 
 
| 
 Разделы музея 
 | 
- История возникновения инструментов
 
- Духовые инструменты.
 
- Шумовые и ударные инструменты.
 
- Струнные инструменты.
 
- Самодельные шумовые инструменты.
 
- Фонотека звучания инструментов.
 
  | 
 
 
3 этап. Заключительный. 
- Оформление выставки экспонатов мини-музея.
 
- Составление паспорта проекта.
 
 
3. Занятие (с использованием ИКТ) по теме:«Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами». 
4. Экскурсия воспитанников ДОУ в мини - музей с целью обобщения у детей знаний о народных музыкальных инструментах и содействия развитию у детей эстетического восприятия образцов народной музыки, способности эмоционально откликаться на воздействие народной музыки. 
5. Театрализованная деятельность: инсценировка фольклорных произведений, сказок – шумелок Е. Железновой с использованием народных и самодельных музыкальных инструментов. 
6. Подведение итогов и фотоотчет о работе мини-музея. 
7. Презентаций для детей и воспитателей ДОУ по теме проекта. 
8. Развлечение «Многоголосая Масленица» (совместно с родителями). 
  Продукт проектной деятельности:  - Мини-музей русских народных инструментов.  - Фольклорный праздник «Ярмарка»  - Шумовые музыкальные инструменты своими руками. 
Коллекция мини-музея располагается на полках в музыкальном зале. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. В музее предоставлены разные виды инструментов: деревянные, глиняные, фарфоровые, металлические и пластмассовые, изготовленные мастерами, заводские, авторские.  Здесь же размещаются самодельные музыкальные инструменты, выполненные детьми и взрослыми.                                                             
         ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСПОНАТОВ МИНИ-МУЗЕЯ. 
Струнные русские народные музыкальные инструменты: балалайки, гусли, домры.  Вспомогательный материал: паспорта струнных народных инструментов, включающие в себя название, описание инструмента, историю возникновения, способы звукоизвлечения и иллюстрации музыкантов, играющих на этих инструментах.  Духовые русские народные музыкальные инструменты: дудочки, свистульки, свирель, гудок, кугиклы, жалейки, варган.  Вспомогательный материал: паспорта духовых русских народных инструментов, включающие в себя название, описание инструмента, историю возникновения, способы звукоизвлечения и иллюстрации музыкантов, играющих на этих инструментах.  Ударные и шумовые русские народные музыкальные инструменты:  трещотки, рубель, ложки, бубенцы, колокольчики, коробочки, дрова, колотушка, кокошник, колокол. Вспомогательный материал: паспорта ударных и шумовых русских народных музыкальных инструментов, включающие в себя название, описание инструмента, историю возникновения, способы звукоизвлечения и иллюстрации музыкантов, играющих на этих инструментах. 
			 |