Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование инновационных технологий на музыкальных занятиях в дошкольной организации
Занятия по Музыке
Автор: Васина Татьяна Николаевна   
14.02.2025 10:36

Использование инновационных технологий на музыкальных занятиях в дошкольной организацииИспользование инновационных технологий на музыкальных занятиях в дошкольной организации

Автор: Васина Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель д/с № 2 «Родничок» с. Байкалово, Свердловская область.

В современном мире, где дети окружены множеством информации, традиционные методы обучения могут быть недостаточно эффективными. Для того чтобы музыкальные занятия в дошкольной организации были интересными и продуктивными, необходимо использовать инновационные технологии и дидактические игры. В этой статье я предлагаю рассмотреть, как именно эти методы помогают развивать музыкальные способности детей и делают процесс обучения увлекательным.

Рассмотрим некоторые инновационные технологии в музыкальном развитии, которые мною применяются в работе:

Музыкальная импровизация (общая работа, объединяющая в себе пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму и импровизированную театрализацию);

 

Коммуникативные танцы (включают в себя несложные танцевальные движения с элементами невербального общения и импровизации); Ритмические игры, которые помогают детям лучше чувствовать и воспроизводить ритмические рисунки, развивать чувство ритма; Информационно-компьютерные технологии (ИКТ), которые подразумевают использование на занятиях компьютерной техники (слайды, анимации, видеоматериалы и т.п.);

Музыкально-речевая и пальчиковая гимнастика (связаны с развитием речи и мелкой моторики у детей, развитием сенсорного впечатления, внимательности и способности сосредотачиваться);

Мнемотехника в музыкальном обучении (помогает детям запоминать структуру песен и развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, активизирует развитие речи и фонематического слуха, а также укрепляет голосовой аппарат и способствует формированию правильной осанки) и др.

Приведу пример некоторых музыкальныхупражнений, которые я использую на занятиях с детьми:

«Весёлый телеграф». Всем детям раздаются деревянные палочки, которыми они отстукивают ритм на слова «тук да тук»:

Дятел сел на толстый сук; тук да тук, тук да тук.

Всем друзьям своим на юг; тук да тук, тук да тук,

Телеграммы срочно шлёт; тук да тук, тук да тук,

Что весна уже идёт; тук да тук, тук да тук,

Что растаял снег вокруг тук да тук, тук да тук,

Что подснежники цветут; тук да тук, тук да тук.

О чём поёт воробышек в последний день зимы?

«Мы выжили, мы выжили, дождались мы зимы».

Приём свободного модулирования музыкального языка позволяет в доступной форме показать и дать возможность почувствовать воспитанникам особенности выразительных средств музыки и их отношения. Отношения могут быть: звуковысотные, темповые, динамические, ритмические, вокальные с использованием звуковых жестов: прихлопов, притопов.

Рассмотрим игру с применением свободного модулирования музыкальных инструментов (пример использования ассоциативных музыкальных инструментов подчеркнут):

Игра-сказка К.Орфа «Пришла весна»:

Серёжуразбудилияркиесолнечныелучи.

МЕТАЛЛОФОН/НАБОРБУТЫЛОЧЕКИЛОЖКА

Ура-обрадовалсяСерёжа–можноидтигулять! КОРОБОЧКА / ДОЩЕЧКА И ПАЛОЧКА

ВодвореСерёжаувиделбольшуюкоричневуюбабочку. Он побежал за бабочкой, зацепился за кочку и упал.

БАРАБАН (БЫСТРО) /ПУСТАЯКОРОБКАИЛИХЛОПОК

Серёжапосмотрелнакочку: этобылакротоваякучказемли, ивнеёзаползалдождевой червяк.

КСИЛОФОН (МЕДЛЕННОГЛИССАНДО) /ОРЕХИВЛАДОНЯХ

КротаСерёжанеувидел, кротыживутподземлёй, ироютсвоимисильными лапами длинные-длинные норы-коридоры.

ПОСКРЕСТИПЛАСТИКБАРАБАНА/ТКАНЬ

Серёжавсталнаноги, отряхнул штаны

ПОГЛАДИТЬПЛАСТИКБАРАБАНА/ТКАНЬ

иогляделся: невдалекеузаборарослижёлтыецветы, они были похожи на маленькие солнышки.

МЕТАЛЛОФОН/НАБОРБУТЫЛОЧЕК

Наберудлямамыбукетцветов–сказалСерёжа. И он нарвал для мамы цветов.

КОЛОКОЛЬЧИК

Мамаобрадоваласьвесеннимцветамипоставилаихввазу. ТРЕУГОЛЬНИК

Икаждыйраз, когдаСерёжасмотрелнацветы, онвспоминал, что пришла весна.

МЕТАЛЛОФОН/НАБОРБУТЫЛОЧЕК

Подводя итоги, хочу отметить, что использование инновационных технологий и дидактических игр на музыкальных занятиях в дошкольной организации делает процесс обучения более эффективным и увлекательным. Эти методы помогают детям развивать музыкальные способности, быть активными и уверенными в своих действиях, а также познавать себя и окружающий мир через музыку. Применяя современные подходы, можно находиться в постоянном творческом поиске, что безусловно приносит радость в работе с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

Баренбойм Л.А. «Система музыкального воспитания К. Орфа». М.-Л. 1970г.

Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.

Боровик Т. А. «Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель». – М. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004г. №1с. 9-25, №2с. 18- 33, № 4 с. 29-41, №5 с. 23-28. № 6с. 9-14.

Буренина А.И. «Коммуникативные танцы – игры для детей» -С-П. Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». – М: Просвещение. 1983г.

Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год