Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников»
Занятия по Музыке
Автор: Глухова Татьяна Константиновна   
28.02.2025 00:53

«Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников»«Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников»

(из опыта работы музыкального руководителя Глуховой Татьяны Константиновны)

Музыка, среди многих элементов системы воспитания, занимает одно изглавных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческуюфантазию.

Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Н. А. Ветлугина отмечает, что необходимым условием возникновениядетского творчества является накопление опыта исполнительства. Впроцессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Предлагаю вспомнить виды музыкальной деятельности.

Виды музыкальной деятельности

  • Музыкально-ритмические движения
  • Слушание
  • Пение
  • Игра на детских музыкальных инструментах

Рассмотрим подробнее каждый вид.

Музыкально-ритмические движения.

Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский), и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и

 

Скачать конспект

на самых ранних. Кроме того, именно в музыкальных движениях у детей возникают

наиболее яркие эмоциональные реакции — радость, удовольствие, чтоявляются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

Виды музыкально-ритмических движений:

  • Музыкально-ритмические упражнения
  • Танцы, пляски, хороводы
  • Игры

Музыкально-ритмические упражнения – это процесс разучивание сдетьми отдельных танцевальных движений.

Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Я прохлопываю определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенокпридумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Длябольшей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком,

но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Детипохлопывают, я предлагаю одному из детей выложить свою

ритмическую последовательность.

Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски, хороводы

Выделяют две группы: зафиксированные и свободные. К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которыепридумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале

я помогаю детям выбирать движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки создают «свою» пляску. Детям

младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки

и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее).

Можно использовать атрибуты — ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).

К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и кошка» и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше предлагаю передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.

Пример несюжетной игры:

«Игра с бубном» — для младшего возраста. Я с бубном в руках говорю следующие слова: «Я по комнате хожу, а ребят не нахожу, буду в бубен я играть, выйдут детки танцевать», в это время дети сидят, закрыв глаза руками. я бью в бубен, дети танцуют. Для старшего возраста: перед детьми три инструмента – бубен, металлофон, маракас (могут быть и другие). Детям предлагается под звук каждого инструмента придумать движение. Для бубна – притопы (хлопки, прыжки, для металлофона (глиссандо) — взмахи руками (покачивание, для маракаса (кружение). Ребенок-ведущий играет на инструментах в разном порядке, дети выполняют выбранные движения.

Слушание.

Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить. Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления, через восприятиемузыки.

Для решения задач восприятия музыки используются следующиеметоды: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключаетсяв сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическаяимпровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием

«цвет-настроение».

Для детей младшего возраста нужно выбрать доступный музыкальный материал

( «Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и др). Затем, предложить детям полетать как птички, ходить как слоны и т. д. Первоначально, по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ. У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается. Например: игра на воображаемых инструментах.

Прием «оркестровка». Ребята прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дети стараются играть ритмично, в характере музыки, не заглушая общего звучания. Прием «цвет — настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в

музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «У камелька» идр.)

Пение

Для проявления песенного творчества важным является накоплениеслухового опыта и развитие муз. -слуховых представлений. Разработанасерия творческих заданий для развития песенного творчества:

  • импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов
  • импровизация муз. вопросов и ответов
  • сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст
  • сочинение попевок в определенном жанре.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагаю задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых предложить ребенку

покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

Могут быть такие творческие задания: петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака). Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с

различной силой звука).

Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок. Я использую попевкиА. Евтодьевой

Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре временигода — это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнитьпесню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этомможно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно

исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени годапелось.

Игра на детских музыкальных инструментах

Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически ссамого рождения (погремушка). Существуют различные способыприменения игры на детских музыкальных инструментах:

  • озвучивание,
  • оркестровка,
  • контрастные сопоставления.

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут

Применяться:

- Стихотворения

- Сказки

- Рассказы о явлениях природы, о животных

- Рассказы, сочиненные детьми

- Рассказы по репродукциям

Приведу несколько примеров.

1. Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и

озвучить «Сказку про лягушонка КВАК»:

Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё

несколько капель (ударяет несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождикразошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и

чаще. Дождь усилился (частые удары).

Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре

дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить своюмелодию дождя.

2. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку

петушка ( «Ку-ка-ре-ку», прохлопать в бубен ритм своего имени. -Для ребят старшего возраста творческие задания усложняются.

3. Озвучивание стихотворений.

С. Я. Маршак «Апрель»

Апрель! Апрель! – треугольник

На дворе звенит капель. – глиссандо по металлофонам

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи. – музыкальный молоточек

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. --Тихое шуршание любым предметом

Пробирается медведь – трещотка

Сквозь лесной валежник. – маракас

Стали птицы песни петь – свистулька

И расцвел подснежник. – колокольчик

Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей болееяркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминаниюсодержания произведения.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

  • контраст в пределах одного жанра – сочинение разных по характерупесен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого
  • контраст в пределах одного названия – сочинение двух разных похарактеру пьес, например, птичка поет весело и грустно

- контраст в пределах одного настроения – передача возможных егооттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть игрусть-жалоба.

Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности. Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей всовременной педагогической практике. Творческое развитие ребенкатеснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой.

  • Платонв свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душукрыльями, способствует полету воображения. *

Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год