| Нетрадиционные методы оздоровления с музыкальным сопровождением в практике работы с детьми раннего возраста |
| Занятия по Музыке | |
| Автор: Лузянина Лариса Константиновна | |
| 25.12.2025 01:33 | |
|
Л.К. Лузянина, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г.Черемхово» г.Черемхово, Российская Федерация Разрабатываются инновационные методики, технологии, стартуют программы развития, но на первом месте всегда остается здоровье наших детей. В современном мире необходимы новые методы работы, новый взгляд на оздоровление воспитанников. Сегодня уже стали обыденными такие нетрадиционные методы и формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей как точечный массаж А.Н. Уманской, дыхательная гимнастика Стрельниковой, гимнастика пробуждения, использование Су-Джок терапии, музыкотерапии и других методик.
Хотелось бы остановиться на тех методиках, которые стали рента-бельны в нашей образовательной организации, с нашей возрастной категорией детей (2-3 года). Как показала практика, действенной силой для эффективного сохранения и укрепления здоровья детей остаются все те же нетрадиционные методы оздоровления, но, в сочетании с музыкальным сопровождением. Музыкальное сопровождение — это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые музыкальные произведения или их части (музыкальные отрывки, фрагменты), содействующие эффективному использованию нетрадиционных методов и форм оздоровления. Для музыкального сопровождения, совместно с нетрадиционными методами оздоровления, предъявляются определенные требования:
В нашей практике, в качестве музыкального сопровождения, мы ис-пользуем специально подобранные классические произведения, звуки природы, методику Е. Железновой «Говорушки». Музыкальный репертуар используется в определенных оздоровительных направлениях: Су-джоктерапия с музыкально-речевыми играми «Говорушки», гимнастика пробуждения с классическими произведениями, звуками природы Подробнее остановимся на одном из направлений: Су-джок и музы-кально-речевые игры Е. Железновой «Говорушки». Кратко о Су-джок: на наших ладонях находится много биологически активных точек, и эффективный способ их стимуляции – массаж шариком, при прокатывании которого можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони. В своей практике мы используем еще один метод Су-джок терапии – это массаж эластичным кольцом (пружинное кольцо надевается на пальцы ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый пальчик до появления ощущения тепла). В результате, у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшается мелкая моторика и чувствительность рук, развивается речь. Музыкально-речевыеигры Е. Железновой «Говорушки» являются компонентом одной из популярных методик всестороннего развития детей раннего возраста «Музыка с мамой». Достоинство этих игр- способность научить фокусировать внимание малыша и лучше совершать контроль над своим поведением с помощью речевых упражнений, основанных на музыкальном сопровождении. Как же мы используем эти две методики? Проводим индивидуаль-ную работу с каждым ребенком: прокатываем шарик по ладони малыша, в это время проговариваем (пропеваем) вместе с ребенком музыкально-речевую игруЕ. Железновой ( «Лиса», «Гора», «Мишка», «Коза» и др). Результатом объединения двух методик (Су-джок + «Говорушки») можно считать: развитие речи, улучшение самочувствия, развитие мелкой моторики, легкая степень адаптации. Следующая группа методик, о которых хотелось бы сказать — это гимнастика пробужденияв сочетании с классической музыкой. Пробуждение — один из самых значимых моментов в режиме дня ДОО. Особенно важен этот этап для детей раннего возраста. От того, как малыш проснётся, зависит его настроение и самочувствие. Лучше всего, если ребёнок будет просыпаться под тихую, плавную музыку Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» в сочетании с гимнастикой пробуждения «Солнышко», или «Мелодия моей души» Моцарта с гимнастикой пробуж-дения «Зайка», или «Элегия» Форе в сочетании с гимнастикой пробужде-ния «Кошечки». Гимнастикапробуждения включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Такая гимнастика должна стать обязательной частью режима ребенка. Благодаря сочетанию классической музыки и гимнастикипробуждение проходит легко, малыш получает положительный настрой. Правильная организация взаимодействия музыкального сопровождения и процесса пробуждения — это, действительно, нужный и важный процесс. Его роль огромна, он необходим для сохранения и укрепления физического и психического здоровья малыша. Нетрадиционные методы оздоровления, применяемые в нашей практике не новы, но, в сочетании с правильно подобранным музыкальным сопровождением и систематическим включением в режим дня группы детей раннего возраста мыпришли к выводу, что данные оздоровительные направления далиположительные результаты: улучшилось эмоциональное состояние детей, увеличилась посещаемость воспитанников, увеличилось количество детей с легкой степенью адаптации. Как говорил Козьма Прутков: «Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает». Поэтому мы ищем, адаптируем, пробуемвнедрять в практику работы нестандартные решения для сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников.
|



Нетрадиционные методы оздоровления с музыкальным сопровождением в практике работы с детьми раннего возраста








