Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование музыкальных игр в воспитании дошкольников
Занятия по Музыке
Автор: Кудрина Светлана Юрьевна   
08.08.2022 21:48

Использование музыкальных игр в воспитании дошкольниковДетство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г. С. Тарасова, - это эмоциональная непосредственность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.
Наиболее полезны для ребёнка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.

По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникает три цели:
- Первая цель – удовольствие от игры – "Хочу";
- Вторая цель – выполнять правила игры – "Надо";
- Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – "Могу".
Таким образом, складывается основной механизм игры "Хочу! Надо! Могу!", влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Также они выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Музыкальная игра имеет следующие задачи:
1 КОРРЕКЦИОННЫЕ:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса ( высоту, темп, динамику, ритм ), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2 ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:
- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
- развитие "мышечного чувства" (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
- развитие быстроты двигательной реакции.
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
4 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание общей музыкальной, речевой. Двигательной культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие чувств, эмоций высшего порядка.
5 РАЗВИВАЮЩИЕ:
- познавательную активность;
- устойчивый интерес к действованию;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.

Можно выделить три группы музыкальных игр, каждая из которых имеет педагогическую направленность:
Первая группа – игры на развитие внимания, которые развивают свойства внимания: наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух. Игры: "Небо, воздух, земля", "Мотылёк", "Ветерок", "Весёлые лягушки", "Сорви яблоко", "Сделай наоборот", "Не зевай", "Кто быстрее" и т. д.
Вторая группа – игры на развитие памяти, которые осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти. Игры: "Повтори ритм", "Будь внимательным", "Запомни цифру", "Сладкоежки", "Снежки", "Кошка и котята", "Прыг, прыг, скок" и т. д.
Третья группа – игры на развитие мышления, которые содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза. Игры: "По тропинке", "За малиной", "Найди свой цвет", "Лишние слова", "Шаг и бег", "Летает – не летает" "Мяч" и т. д.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.
По форме проведения игры подразделяются на:
- статические (стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);
- игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);
- речедвигательные игры (развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);
- игры-шутки (активизируют слуховое восприятие, формируя фонетический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);
- игры-песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);
- артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти);
- игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности);
- игры-загадки (развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям);
- ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку).

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа.
На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание.
На втором идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.
На третьем – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.
Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением.
Цель этих упражнений – подготовить тело ребёнка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к воспроизведению действия, разогреть мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели, участвующие в возникновении движения.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка и сопровождают его в каждой игре.

Кудрина Светлана Юрьевна 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год