|
Сетевой познавательно-творческий проект для детей 3-7 лет «Рождественская сказка»
Авторы проекта:
- Тоирова Фируза Давроновна – старший воспитатель, МДОБУ ДС 12 ЛМО, г. Лесозаводск, Приморский край
- Банина Елена Рашитовна – воспитатель, МДОБУ ДС 12 ЛМО, г. Лесозаводск, Приморский край
Духовно – нравственное воспитание детей является одной из самых актуальных проблем в современных условиях, так как именно оно является основой основ. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения.
К сожалению, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с грубостью, равнодушием, эгоизмом, обманом, агрессивностью, пренебрежительным отношением к гражданскому долгу и служению Родине, что отрицательно сказывается на воспитании ребенка. Занятость родителей домашним бытом, работой, дефицит внимания к своим детям постепенно приводит к тому, что стираются границы культур, забываются народные обычаи и традиции. А ведь, именно, обычаи и традиции – это культурное наследие и богатство любого народа. Они отражают его самобытность, отношения между людьми, устои общества, которые формируются и развиваются на протяжении столетий. Современные дети плохо знают своих предков и свои корни, не знают и не умеют праздновать исконно русские и православные праздники. На смену им давно пришли и стали популярными такие праздники как «День святого Валентина», «Хэллоуин». Теперь нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники.
с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В современной ситуации поиска духовного возрождения России, когда общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования, мы обратились к опыту православной педагогики. Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, мы провели мониторинг педагогического процесса по Н.В. Верещагиной и представлений детей о православной культуре А.В. Бородиной. Мониторинг проводился по следующим критериям: знания детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, знание своей семьи и её традиций, представление о церковных православных праздниках, понимает смысл украшения рождественской елки, знает направления народного творчества. Полученные результаты показали, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.
Для исправления сложившейся ситуации мы выбрали такую форму работы как приобщение детей к празднованию народных праздников. Именно, мы педагоги, как никто другой, знаем, какой огромной воспитательной силой обладают народные праздники. Они по своей природе педагогичны, поскольку включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Атмосфера празднования Нового года и Великого Рождества Христова открывает огромные возможности для приобщения детей к культурным и православным традициям России.
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, а также детям и родителям, которые интересуются историей Христианских праздников, традициями и обычаями русского народа.
Направление реализации проекта: духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, приобщение к православным традициям.
|
1. Название проекта
|
«Рождественская сказка»
|
|
2. Актуальность проекта
|
Обычаи и традиции – это культурное наследие и богатство любого народа. Они отражают его самобытность, отношения между людьми, устои общества, которые формируются и развиваются на протяжении столетий. Современные дети плохо знают своих предков и свои корни, не знают и не умеют праздновать исконно русские и православные праздники. На смену им давно пришли и стали популярными такие праздники как «День святого Валентина», «Хэллоуин». Теперь нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники.
Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Атмосфера предстоящего празднования Нового года и Великого Рождества Христова открывает огромные возможности для приобщения детей к культурным и православным традициям России.
|
|
3. Основные целии задачи проекта
|
Цель проекта:
Формирование у детей разносторонних знаний и эмоционального отношения к светлому празднику Рождества Христова.
Задачи:
- организовать совместные творческие дела на сплочение детского коллектива;
- способствовать формированию нравственной культуры детей и родителей;
- создать условия для развития познавательных и творческих способностей, навыков межличностного общения участников сетевого проекта;
- воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, желание дарить людям радость.
|
|
4. Целевая группа
|
Проект направлен на воспитанников дошкольных учреждений 3-7 лет, их родителей и педагогов. В проекте приняли участие 13 команд из разных дошкольных учреждений города Лесозаводска.
|
|
5. Краткое описание ситуации проекта
|
Проект направлен на формирование у детей интереса к основам православной культуры, создание благоприятного эмоционального климата для раскрытия духовно- нравственных качеств каждого ребёнка.
Особенность проекта в том, чтобы объединить всех участников педагогического процесса во время выполнения творческих заданий для формирования представлений о том, что такое Рождество.
|
|
6. Календарный план реализации проекта
(последовательное перечисление основных мероприятий проекта)
|
|
№
|
Мероприятие
|
Ответственный
|
Сроки
|
|
Подготовительный этап
|
|
1
|
Обзор методической литературы, периодических изданий и интернет ресурсов по приобщению детей дошкольного возраста к православной культуре
|
Авторы проекта
|
|
|
2
|
Разработка плана реализации проекта
|
Авторы проекта
|
|
|
3
|
Создание страниц проекта с использованием сервисов Google. Рассылка ссылки-приглашения для команд дошкольных учреждений.
|
Авторы проекта
|
|
|
4
|
Открытие регистрации команд-участников. Создание общей презентации «Давайте познакомимся»
|
Авторы проекта, педагоги-кураторы команд
|
|
|
Основной этап
|
|
5
|
Знакомство детей с праздником Рождество. Проведение бесед «Что такое Рождество Христово? Почему люди празднуют этот праздник?», «Символы Рождества», «Семейные традиции».
Создание композиции или макета «Ночь перед Рождеством». Изготовление с детьми композиции или макета отображающего светлое, волшебное и сказочное Рождественское настроение.
● Результаты работы оформить в формате слайд шоу (количество слайдов - не более 10).
● Загрузить на google. Открыть доступ для просмотра.
● Внести ссылку в таблицу продвижения.
|
Педагоги-кураторы команд
|
|
|
6
|
«Чудо своими руками» - поздравительная открытка. Необходимо совместно с детьми изготовить поздравительные открытки (техника выполнения на усмотрение участников) и провести акцию «Поздравляем с Рождеством!» (поздравить можно бабушек и дедушек, родителей других групп, сотрудников детского сада, воспитанников соседних групп и т.д.)
● Подготовить фотоотчет о проделанной работе, загрузить на google.
● Внести ссылку в таблицу продвижения.
|
Педагоги-кураторы команд
|
|
|
7
|
«Кулинарный поединок». Родители совместно с детьми готовят «Рождественское печенье», украшают его и представляют.
● Представить работу в формате видеоролика (продолжительность до 3-х мин).
● Загрузить на https://www.youtube.com/. Открыть доступ для просмотра.
● Внести ссылку в таблицу продвижения.
|
Педагоги-кураторы команд, родители воспитанников
|
|
|
8
|
Фольклорный праздник «Пришла Коляда – отворяй ворота»
● Представить работу в формате видеоролика (продолжительность до 3-х мин).
● Загрузить на https://www.youtube.com/. Открыть доступ для просмотра.
● Внести ссылку в таблицу продвижения.
|
Педагоги-кураторы команд
|
|
|
Заключительный этап
|
|
9
|
Рефлексия, награждение команд-участников
|
Авторы проекта, педагоги-кураторы команд
|
|
|
7. Результаты реализации проекта
|
|
Качественные показатели
|
Для детей:
- дети познакомились с понятием «праздник», имеют представление о том, какие бывают праздники, знают о празднике Рождества Христова;
- развилась познавательная активность детей;
- научились взаимодействовать в обстановке свободного общения со сверстниками и взрослыми;
- развились творческие способности детей;
- расширились представления детей о культурном наследии русского народа;
- развились духовно-нравственные качества личности: стремление к доброте, скромности, любви к ближнему, послушание, трудолюбие, вежливость.
Для педагогов:
- обогатился опыт практической работы по духовно-нравственному развитию детей;
- закрепились навыки работы в сети Интернет;
- появилось умение планировать, анализировать, оценивать ресурсы;
- отточились навыки работы в команде.
|
|
8. Перспективы развития проекта
|
В результате реализации данного проекта была создана эффективная модель работы в детском саду по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста и приобщению к православной культуре. Творческий коллектив организаторов проекта планирует запуск других сетевых проектов по темам «Светлая Пасха», «Масленица», «Яблочный Спас». Планируется расширение географии проектов, выход на краевой и всероссийский уровень.
|
|
9. Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах
|
Информация о мероприятиях, проводимых в рамках проекта, а также о его результатах будет представлена на сайте ДОУ, в телекоммуникационной сети ВКонтакте и Телеграмм канале.
Планируется распространение педагогического опыта посредством участия в педагогических конкурсах, фестивалях педагогического мастерства, форумах и конференциях.
|
|
10. Ссылка на страницу проекта
|
|
| |
|
|
|
|
|
Список используемой литературы
1. «Ладомир»: книга для чтения по православной культуре. Т.3- -Самара ООО«Типография «Книга», 2005-500с.
2. Фролова А., Дедешкш Л. Прикоснуться к истокам культуры предков.//Дошкольное воспитание, 2006- №5- с.127-128
3. Н. П. Степанов Народные праздники на Святой Руси. – М. : Российский Раритет 1991. – 80с.
4. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.
5. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3. - С. 18-26.
|