Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Сетевой познавательно-творческий проект для детей 3-7 лет «Рождественская сказка»
Новый год
Автор: Банина Елена Рашитовна Тоирова Фируза Давроновна   
20.11.2025 15:32

Сетевой познавательно-творческий проект для детей 3-7 лет «Рождественская сказка»Сетевой познавательно-творческий проект для детей 3-7 лет «Рождественская сказка»

Авторы проекта:

  • Тоирова Фируза Давроновна – старший воспитатель, МДОБУ ДС 12 ЛМО, г. Лесозаводск, Приморский край
  • Банина Елена Рашитовна – воспитатель, МДОБУ ДС 12 ЛМО, г. Лесозаводск, Приморский край

Духовно – нравственное воспитание детей является одной из самых актуальных проблем в современных условиях, так как именно оно является основой основ. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения.

К сожалению, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с грубостью, равнодушием, эгоизмом, обманом, агрессивностью, пренебрежительным отношением к гражданскому долгу и служению Родине, что отрицательно сказывается на воспитании ребенка. Занятость родителей домашним бытом, работой, дефицит внимания к своим детям постепенно приводит к тому, что стираются границы культур, забываются народные обычаи и традиции. А ведь, именно, обычаи и традиции – это культурное наследие и богатство любого народа. Они отражают его самобытность, отношения между людьми, устои общества, которые формируются и развиваются на протяжении столетий. Современные дети плохо знают своих предков и свои корни, не знают и не умеют праздновать исконно русские и православные праздники. На смену им давно пришли и стали популярными такие праздники как «День святого Валентина», «Хэллоуин». Теперь нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники.

 

с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В современной ситуации поиска духовного возрождения России, когда общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования, мы обратились к опыту православной педагогики. Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, мы провели мониторинг педагогического процесса по Н.В. Верещагиной и представлений детей о православной культуре А.В. Бородиной. Мониторинг проводился по следующим критериям: знания детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, знание своей семьи и её традиций, представление о церковных православных праздниках, понимает смысл украшения рождественской елки, знает направления народного творчества. Полученные результаты показали, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.

Для исправления сложившейся ситуации мы выбрали такую форму работы как приобщение детей к празднованию народных праздников. Именно, мы педагоги, как никто другой, знаем, какой огромной воспитательной силой обладают народные праздники. Они по своей природе педагогичны, поскольку включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Атмосфера празднования Нового года и Великого Рождества Христова открывает огромные возможности для приобщения детей к культурным и православным традициям России.

Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, а также детям и родителям, которые интересуются историей Христианских праздников, традициями и обычаями русского народа.

Направление реализации проекта: духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, приобщение к православным традициям.

1. Название проекта

«Рождественская сказка»

2. Актуальность проекта

Обычаи и традиции – это культурное наследие и богатство любого народа. Они отражают его самобытность, отношения между людьми, устои общества, которые формируются и развиваются на протяжении столетий. Современные дети плохо знают своих предков и свои корни, не знают и не умеют праздновать исконно русские и православные праздники. На смену им давно пришли и стали популярными такие праздники как «День святого Валентина», «Хэллоуин». Теперь нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники.

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Атмосфера предстоящего празднования Нового года и Великого Рождества Христова открывает огромные возможности для приобщения детей к культурным и православным традициям России.

3. Основные целии задачи проекта

Цель проекта:

Формирование у детей разносторонних знаний и эмоционального отношения к светлому празднику Рождества Христова.

Задачи:

  • организовать совместные творческие дела на сплочение детского коллектива;
  • способствовать формированию нравственной культуры детей и родителей;
  • создать условия для развития познавательных и творческих способностей, навыков межличностного общения участников сетевого проекта;
  • воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, желание дарить людям радость.    

4. Целевая группа

Проект направлен на воспитанников дошкольных учреждений 3-7 лет, их родителей и педагогов. В проекте приняли участие 13 команд из разных дошкольных учреждений города Лесозаводска.

5. Краткое описание ситуации проекта

Проект направлен на формирование у детей интереса к основам православной культуры, создание благоприятного эмоционального климата для раскрытия духовно- нравственных качеств каждого ребёнка.

Особенность проекта в том, чтобы объединить всех участников педагогического процесса во время выполнения творческих заданий для формирования представлений о том, что такое Рождество.

6. Календарный план реализации проекта

(последовательное перечисление основных мероприятий проекта)

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

1

Обзор методической литературы, периодических изданий и интернет ресурсов по приобщению детей дошкольного возраста к православной культуре

Авторы проекта

 

2

Разработка плана реализации проекта

Авторы проекта

 

3

Создание страниц проекта с использованием сервисов Google. Рассылка ссылки-приглашения для команд дошкольных учреждений.

Авторы проекта

 

4

Открытие регистрации команд-участников. Создание общей презентации «Давайте познакомимся»

Авторы проекта, педагоги-кураторы команд

 

Основной этап

5

Знакомство детей с праздником Рождество. Проведение бесед «Что такое Рождество Христово? Почему люди празднуют этот праздник?», «Символы Рождества», «Семейные традиции».

Создание композиции или макета «Ночь перед Рождеством». Изготовление с детьми композиции или макета отображающего светлое, волшебное и сказочное Рождественское настроение.

●     Результаты работы оформить в формате слайд шоу (количество слайдов - не более 10).

●     Загрузить на google. Открыть доступ для просмотра.

●     Внести ссылку в таблицу продвижения.

Педагоги-кураторы команд

 

6

«Чудо своими руками» - поздравительная открытка. Необходимо совместно с детьми изготовить поздравительные открытки (техника выполнения на усмотрение участников) и провести акцию «Поздравляем с Рождеством!» (поздравить можно бабушек и дедушек, родителей других групп, сотрудников детского сада, воспитанников соседних групп и т.д.)

●              Подготовить фотоотчет о проделанной работе, загрузить на google.

●              Внести ссылку в таблицу продвижения.

Педагоги-кураторы команд

 

7

«Кулинарный поединок». Родители совместно с детьми готовят «Рождественское печенье», украшают его и представляют.

●       Представить работу в формате видеоролика (продолжительность до 3-х мин).

●       Загрузить на https://www.youtube.com/. Открыть доступ для просмотра.

●       Внести ссылку в таблицу продвижения.

Педагоги-кураторы команд, родители воспитанников

 

8

Фольклорный праздник «Пришла Коляда – отворяй ворота»

●       Представить работу в формате видеоролика (продолжительность до 3-х мин).

●       Загрузить на https://www.youtube.com/. Открыть доступ для просмотра.

●       Внести ссылку в таблицу продвижения.

Педагоги-кураторы команд

 

Заключительный этап

9

Рефлексия, награждение команд-участников

Авторы проекта, педагоги-кураторы команд

 

7. Результаты реализации проекта

Качественные показатели

Для детей:

  • дети познакомились с понятием «праздник», имеют представление о том, какие бывают праздники, знают о празднике Рождества Христова;
  • развилась познавательная активность детей;
  • научились взаимодействовать в обстановке свободного общения со сверстниками и взрослыми;
  • развились творческие способности детей;
  • расширились представления детей о культурном наследии русского народа;
  • развились духовно-нравственные качества личности: стремление к доброте, скромности, любви к ближнему, послушание, трудолюбие, вежливость.

Для педагогов:

  • обогатился опыт практической работы по духовно-нравственному развитию детей;
  • закрепились навыки работы в сети Интернет;
  • появилось умение планировать, анализировать, оценивать ресурсы;
  • отточились навыки работы в команде.

8. Перспективы развития проекта

В результате реализации данного проекта была создана эффективная модель работы в детском саду по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста и приобщению к православной культуре. Творческий коллектив организаторов проекта планирует запуск других сетевых проектов по темам «Светлая Пасха», «Масленица», «Яблочный Спас». Планируется расширение географии проектов, выход на краевой и всероссийский уровень.

9. Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах

Информация о мероприятиях, проводимых в рамках проекта, а также о его результатах будет представлена на сайте ДОУ, в телекоммуникационной сети ВКонтакте и Телеграмм канале.

Планируется распространение педагогического опыта посредством участия в педагогических конкурсах, фестивалях педагогического мастерства, форумах и конференциях.

10. Ссылка на страницу проекта

 
           

Список используемой литературы

1. «Ладомир»: книга для чтения по православной культуре. Т.3- -Самара ООО«Типография «Книга», 2005-500с.

2. Фролова А., Дедешкш Л. Прикоснуться к истокам культуры предков.//Дошкольное воспитание, 2006- №5- с.127-128

3. Н. П. Степанов Народные праздники на Святой Руси. – М. : Российский Раритет 1991. – 80с.

4. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.

5. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3. - С. 18-26.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 43 (405) выйдет
22 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год