«Дружная семья». Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию по программе «Истоки» |
Нравственное воспитание | |
Автор: Воронова Екатерина Игоревна Наделяева Олеся Александровна | |
11.09.2025 14:01 | |
Цель: подвести к восприятию к социокультурной категории «Доброе согласие» через обобщение темы «Дружная семья». Задачи:
Образовательные: Формировать способности договариваться, приходить к единому мнению. Развивать общие речевые навыки. Активные формы работы с художественной литературой, закрепить что значит пословица. Учить высказываться, выражать свое мнение.
Воспитательные: Формировать у детей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. Формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии. Воспитывать доброжелательное отношение к своему дому, к своей семье. Развивающие: Развивать умения слушать друг друга, работать в паре, высказываться в ресурсном круге. Активизировать речь детей, умение самостоятельно рассказывать про свою семью по образцу воспитателя. Предварительная работа:
Методы и приёмы: 1. Использование художественного слова (пословица, загадка, рассказ). 2. Образец воспитателя. 3. Игровая ситуация «Корзинка добрых дел». 4. Слуховой метод. 5. Наглядно — иллюстративный метод. 6. Технологии социокультурные: ресурсный круг, работа в паре. Материал и оборудование:
Словарная работа: Душа, девиз, прутья, оберег. Ход непосредственно- образовательной деятельности Минута вхождения: (Звучит аудиозапись слова Т. Рядчикова, муз. и исп. Александр Комаров «Наша дружная семья», воспитатель входит вместе с детьми, все останавливаются, образуя полукруг. Воспитатель: Рады гостям, как добрым вестям! Всех привечаем, Душевно встречаем! (дети здороваются с гостями). Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам присесть (жест на стулья) и отгадать загадку. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная. (семья) (показывает слайд с ответом). Активная форма работы с пословицей: Воспитатель: Я знаю интересную, хорошую пословицу про семью. А что такое пословица? Дети: (ответы детей). Воспитатель: Пословица — мудрая мысль народа. Послушайте мою пословицу: «Семья вместе — душа на месте». (появляется слайд с изображением семьи и текстом пословицы) Как вы её понимаете? Дети: (ответы детей). Основной этап присоединения: Воспитатель: Посмотрите на ваши страницы альбома: «Моя дружная семья», здесь есть и страница моей семьи. Дети, мне очень хочется рассказать Вам о свой семье, послушайте: (образец, социокультурный текст). (появляется слайд семьи воспитателя) - Мы живем большой дружной семьей в одном доме. Мой муж, сын, дочь, я — это моя семья. Дом наш небольшой, но теплый и уютный. Мы живем дружно, любим друг друга, заботимся друг о друге. Мы вместе занимаемся домашними делами, вместе копаем клумбу, вместе подметаем двор, вместе наводим порядок в доме, вместе ухаживаем за нашими домашними животными – котом и аквариумными рыбками. Я каждую субботу пеку вкусные пироги, и мы собираемся за большим столом и пьем чай, обсуждаем наши дела. Я очень люблю дом, в котором живу вместе с родными, дорогими, близкими мне людьми. - Дети, а кто хочет нам рассказать про свою дружную семью? А мы с ребятами с удовольствием послушаем. Дети: (составления рассказа о своей семье, показ на слайде семьи ребёнка, о которой рассказывается). Воспитатель: В каждой семье все стараются жить дружно, мирно, вместе делать добрые дела. Ресурсный круг «Домашнее тепло»: Воспитатель: Мы сейчас услышали про ваши дружные семьи и почувствовали ваше домашнее тепло. Подумайте и скажите, чья семья и чем Вам понравилась? (Слева направо дети передают слово прикосновением руки). Воспитатель: Молодцы, вы меня очень порадовали своими ответами. А сейчас давайте немного поиграем. Физминутка: «Семья» Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать; (загибают поочередно пальцы на руке) Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! (рисуют указательными пальцами сердце в воздухе). «Корзинка добрых дел»: Воспитатель: Как называется наша группа? Дети: (ответы детей). Воспитатель: А можно сказать про нашу группу, что мы большая дружная семья? Почему? Дети: (ответы детей). Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете девиз: «Держаться вместе — чтоб не сдуло». Что это значит? Дети: (ответы детей). Воспитатель: Давайте, расскажем, что вы любите делать, вместе всей группой? Перед вами фотографии, на которых вы делаете добрые дела, по одному берите фотографию, покажите её нам и расскажите, какое доброе дело вы делали вместе всей группой? Дети: (ответы детей). Воспитатель: Нас ждет корзинка добрых дел. Обратите внимание, из чего она сделана? Дети: (ответы детей). Воспитатель: Правильно из прутьев. Она крепкая — в эту корзинку мы положим добрые дела, которые делаем все вместе в детском саду. (дети кладут фотографии, на которых они делают добрые дела в корзинку). Воспитатель: Как много добрых дел вместилось в эту корзину. Аудирование художественной литературы: Воспитатель: Сейчас я предлагаю Вам послушать рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья». Чтение рассказа. Отец и сыновья. Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья -вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит: - Сломайте его! Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит: - Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, — вас любой победить и обидеть сможет. Работа в паре. Воспитатель: Ребята, возьмите себе пару и пройдите к столам. Посмотрите, что у вас на столах? (на столах лежат прутья из веников). Дети: (ответы детей). Воспитатель: Давайте вспомним слова отца? Если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет: а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит. Как вы понимаете эти слова. Обсудите в паре, у вас 3 мин. Время пошло. Делегирование «Мы думаем, мы считаем, что,» Дети: (ответы детей). Обобщение: Воспитатель: Правильно, ребята, только все вместе мы можем в мире и согласии совершать добрые дела. Давайте из этих прутиков мы соберём веник, завяжем его красивой ленточкой, и он будет талисманом группы. Держаться вместе, чтоб не сдуло. Жить дружно и в согласии. Дети: (собирают веник из прутиков). Воспитатель: Посмотрите, дети, какой красивый веник у нас получился. А знаете ли вы что веник — символизирует чистоту в доме. С давних времен служил веник на Руси не только удобным инструментом для уборки дома, но и оберегом, защищающим от порчи и злых духов. В наше время, считают, что такие веники, очень хорошо помогают защитить дом от негативной энергии. Давайте подарим такие веники нашим гостям. Пусть в их доме царит любовь, мир и достаток! Дети: (дарят веник- оберег). Воспитатель: Ребята, а я подарю Вам фигурку домового, он, как бы, желает Вам счастья и процветания, а вашему дому- спокойствия, порядка и уюта. 9. Рефлексия. Воспитатель: Что вам сегодня понравилось больше всего? Дети: (ответы детей). Воспитатель: Дети, (берёт в руки веник изготовленный детьми) давайте возьмём наш веник- талисман и сфотографируемся на память всей своей большой семьей. Нашей группой «Радуга». (звучит аудиозапись песни «Гимн семьи» в исполнении группы Инь-янь, дети фотографируются всей группой) Дети: (прощаются с гостями и уходят).
|