Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Нравственное воспитание
Автор: Парамонова Елена Валерьевна   
11.08.2015 22:27

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе.

В своей работе со старшими дошкольниками я ставлю следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию:

  • формирование любви к Родине и русскому народу
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей
  • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Формирование духовно-нравственных основ личности обеспечивается за счет следующих условий

  • активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, познание, общение), способствующую принятию ребенком духовно-нравственных ценностей
  • формировании представлений о доброте, любви, милосердии и др. средствами художественной литературы, народного творчества, влияющих на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста
  • создание предметно-развивающей среды в помещении ДОУ.

Мною собран разнообразный теоретический и практический материал:

  • литература для родителей и педагогов
  • игры по духовно-нравственному воспитанию
  • демонстрационный материал для проведения занятий
  • продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании
  • консультативный и информационный материал для родителей

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

  • чтение народных и авторских сказок, сказки о материнской любви
  • тематические выставки детского творчества.
  • театрализованные представления на нравственные темы.

В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию мною выделены следующие приоритеты:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  2. Широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Мною была реализована серия НОД «Дорогою добра»

Цель — приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественным духовно-нравственным традициям посредством ознакомления с предметами русской старины.

Задачи:

Обучающие: – знакомство детей с основами этнокультуры;

  • формирование у детей представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды;

Развивающие:

  • содействие общему развитию ребенка;
  • помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
  • содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;
  • помощь в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя:

Работа осуществляется в два этапа:

I этап – когнитивно-эмоциональный (ознакомление с укладом жизни русского народа, традициями, развитие интереса к историческому прошлому).

Занятие 1 «Родина»

Занятие 2 «Русь колокольная»

Цель занятия — дать детям первоначальные сведения о колоколах, закрепить с детьми знания о строении колокола, воспитывать любовь к историческому прошлому.

II этап – эмоциональнально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности), занятия продуктивной деятельностью

Занятие 6. «Землю красит человек, а человека труд»

Цель седьмого занятия — познакомить дошкольников с элементами русского народного костюма, предметами крестьянского быта для воспитания в детях любви и бережного отношения к народной культуре и традициям русского народа.

Занятие 7. «Ознакомление с предметами быта русского человека»

Цель занятия — формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Занятие 8. Семейное рукоделие «Кукла-закрутка»

Цель занятия — введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовление простой куклы из ткани.

Занятие 9. «День славянской письменности и культуры»

Цель последнего, десятого занятия — воспитывать интерес и уважение к книжной культуре Таким образом, специально организованная педагогическая работа с дошкольниками с учетом создания развивающей среды, адекватной развитию ребенка и обеспечивающей знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни способствует повышению уровня духовно-нравственного развития старших дошкольников. Немаловажным условием успешности проведенной педагогической работы стало соответствие выбранного материала возрастным и индивидуальным особенностям и интересам старших дошкольников. Кроме того, формирование у детей представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды сопровождалось совместным участием взрослых (как педагогов, так и родителей) в созидании этой среды.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год