Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Игры с куклами в нравственном воспитании дошкольников
Нравственное воспитаение
Автор: Полещук А.А. Пономарёва Е.О.   
10.12.2017 00:48

Игры с куклами в нравственном воспитании дошкольниковИгры с куклами в нравственном воспитании дошкольников

Воспитатели МБДОУ №12 «Малыш» Мысковский городской округ

  • Полещук А.А.
  • Пономарёва Е.О.

Кукла – самая любимая игрушка девочек всех времен и народов. И хотя в наше время появилось много других игрушек, по-прежнему, в любой девичьей детской, вы всегда найдете полку с куклами.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми

Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является игра

 

Игра — это независимая самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы, без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. Только в игре у ребенка появляется возможность безболезненно поставить себя на место другого, формируется способность смотреть на вещи его глазами.

Педагогический потенциал игры в нравственном воспитании дошкольников очень высок. Игра также ценна тем, что в ней нет прямого воспитания, но есть условия для развития личности. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой

В большинстве игр рядом с ребёнком присутствует кукла. Кукла – символический партнер для игры, объект эмоционального общения. В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь затрагивают ребенка.

Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры как девочек, так и мальчиков. Игра с куклами предоставляет максимум индивидуальной свободы. Кроме этого, игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Ситуация значительно упрощается, если партнером по игре является кукла. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребенок научился видеть в кукле живого человека, которому нужны неустанное внимание и забота.

Учитывая возраст ребенка, можно выделить следующие особенности развития игровой деятельности с куклой.

1-й год

В игре с куклой преобладают предметные игры. Это ориентиро-вочная манипулятивная, порой непроизвольная деятельность ребенка. Он ориентируется в формах, величинах, материалах, цвете, движениях. Кукла — предмет действия: ребенок подползает, берет, держит, бросает. Кукла замещается фигурками из мягких материалов. В этом возрасте рекомендуются фигурки людей 10—15 см, озвученные «неваляшки», резиновые, надувные фигурки 30-40 см.

2-й год

Ребенок продолжает манипулировать куклой, но может производить с ней действия по показу взрослых.

3-й год

Дальнейшее развитие игровой деятельности характеризуется способностью подражать взрослым, имитировать движения жизни. Сначала ребенок воспроизводит действия конкретных людей, затем усваивает собственные действия, перенося их на куклу. Ребенок превращает куклу в

живое существо. Игра в данном возрасте ведущая деятельность ребенка. Кукла становится любимой игрушкой.

Подводя итоги разговора о значении игр с куклами в воспитании дошкольника, можно с определенностью сказать: кукла оказывает неоценимо положительное влияние на развитие ребенка. К тому же участие дидактической куклы в творческих играх детей расширяет возможности воспитателя активно воздействовать на малышей. К сожалению, в дошкольных учреждениях обнаруживается равнодушное отношение воспитателей к кукле, педагоги не используют возможности кукол в воспитании у ребят гуманных чувств. А ведь через куклу взрослый организовывает поведение детей в игре, дает оценку их поступкам. Кукла — авторитетный товарищ по игре, вот почему дети так точно и быстро откликаются на ее предложения, советы, рассуждения.

Игры с куклами приучают детей жить в коллективе, уважать взрослых и друзей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, Кукла помогает пережить впечатления от окружающей действительности, которые оставляют след в психике ребенка, поэтому бытовые игры в которых участвует кукла занимают особенно большое место.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год