Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Добро и уважение в душах и сердцах. Из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе
Нравственное воспитаение
Автор: Бедина Марина Петровна   
08.10.2019 12:38

«Добро и уважение в душах и сердцах. Из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе«Добро и уважение в душах и сердцах. Из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе

Бедина Марина Петровна, старший воспитатель МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе

Анонс:

Статья предназначена для педагогов и родителей дошкольных образовательные учреждений, в которой раскрывается значимость толерантного воспитания детей — дошкольников, актуальность и решение данной проблемы в МБДОУ. Определены основные критерии, цели, принципы построения работы по данному вопросу, формы взаимодействия с детьми и родителями. Представлены картотека из 11 игр для развития основ толерантности у детей, конспект интегрированного занятия на тему «Город у Черного моря» и модель организации работы по воспитанию основ толерантности у дошкольников.

Добро и уважение в душах и сердцах (из опыта работы МБДОУ ДС №37 «Сказка» г. Туапсе).

 

Скачать конспект

В последнее время часто возникают споры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в целостной системе работы МБДОУ мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями гармоничного развития личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у детей, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений.

Основные критерии работы МБДОУ по данному вопросу:

относиться к окружающим с уважением.

Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой личности и нации в целом.

Помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, иметь свои привычки и пристрастия.

Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека.

Не навязывать свое мнение другим, его можно просто озвучить.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному возрасту как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Цели нашей работы:

– воспитывать в детях уважение и почтение к представителям различных национальностей.

- Довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по цвету глаз, кожи, характерам, привычкам, традициям, обычаям и т.д.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач:

  • развитие способности к толерантному межнациональному и межрелигиозному взаимодействию, к конструктивному общению с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения
  • формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме
  • формирование уважения и признания к себе и к людям

- развитие умения определять границы толерантности.

  • профилактика терроризма и агрессии в обществе посредством бесед и решения проблемных ситуаций

- изучение основ традиций, обычаев национальностей детей, посещающих детский сад и создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

  • гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы образования МБДОУ в целом

Основные принципы:

- Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

- Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

- Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

- Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

На занятиях и в повседневной жизни использовались:

  • игры и игровые упражнения
  • обсуждение и проигрывание различных ситуаций
  • художественное слово

-наглядные пособия и материалы.

Формы работы с детьми:

Беседы,

проекты,

продуктивные виды деятельности,

целевые прогулки совместно с родителями,

фольклорные и тематические праздники,

театрализованные представления,

выставки работ детей, родителей, педагогов,

съемки и просмотры видеороликов, презентаций.

Мероприятия с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов МБДОУ с семьями. Для этого педагоги используют самые разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников: анкетирование, родительские собрания, консультации, круглые столы и диспуты, конкурсы, выставки работ, совместные досуги выходного дня. Совместно с родителями выпускаются фотостенды, тематические стенгазеты, видеоролики. Согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного формирования толерантной и правовой культуры.

Игры по воспитанию основ толерантности у детей-дошкольников.

«Назови свое имя по-разному». Ход игры: педагог по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»

«Мы разные». Ход игры: дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга посмотри, в чём различия, назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. На пример: «У меня синее платье, а у Ромы серая футболка; у меня косички, а у Насти стрижка.

«Мы похожи». Ход игры: проводится так же, как игра «Мы разные», но дети называют общее между собой и другом. На пример: у меня короткая стрижка и у Гали тоже.

«Похвали себя». Ход игры: дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.).

«Угадай, кто это?». Ход игры: один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети группой загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки, хобби. Водящий, возвращаясь, должен угадать, о ком идет речь.

Выполняй!». Возраст — любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии. Ход игры: во время выполнения заданий запрещается разговаривать. Необходимо провести черту с помощью веревки посреди комнаты. Воспитатель или ведущий встает на этой черте (в середине) и говорит: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие – слева от меня». Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто любит петь. Придумайте еще несколько критериев (построиться по росту, встать девочкам слева, а мальчикам справа и т.д.) Задания выбираются по сложности, соответственно возрасту.

Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников «Город у Черного моря»

Цель занятия: создание условий для воспитания основ патриотизма и толерантности у детей- дошкольников.

Задачи:

  • формировать патриотические чувства к родному городу
  • развивать любознательность, желание больше узнать об окружающей действительности
  • способствовать формированию представлений о народах, населяющих город, и их традициях

- закреплять и расширять познание о достопримечательностях города.

Предшествующая работа:

  • прослушивание песни В.И. Тернавского «Как ты хорош в юной красе, мой Туапсе»
  • посещение музея боевой славы Туапсе
  • изучение народных подвижных игр
  • изучение традиций народов, проживающих в г. Туапсе
  • чтение пословиц и поговорок об уважении, почтении

- чтение стихов и рассказов о Туапсе.

Использование современных образовательных технологий: ИКТ.

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, игра, показ, пояснения к показу, показ слайдов, слушание музыки.

Мотивация: помощь маленьким человечкам (Фунтику и Шпунтику) в знакомстве с городом Туапсе.

Используемый материал: мультимедийное оборудование, шапка, фотографии городов, материал для рисования, фишки.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Занятие начинается с прихожей, где на полу нарисованы или наклеены следы разного цвета. Проводится игра «Каждому цвету подбери слово».

Ход игры: дети по очереди становятся на след определенного цвета и подбирают ассоциативное слово к этому цвету. На пример: красный- огонь, горячо, ярко, осторожно и т.д. Зеленый — весна, зелень, комфортно и т.д. По следам дети входят в группу.

В группе, для продолжения действия, необходимо пройти через сооруженные из строительного материала ворота по одному, называя города Российской Федерации, не повторяясь.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Все справились с заданиями, проходите и присаживайтесь на «зеленую полянку». Слушание отрывка (1 куплет) из песни «Как ты хорош в юной красе, мой Туапсе».

«Яхты в порту, словно чайки скользят,

Звезды плывут за кормой.

Где-то, у пирса, гитары звенят.

Им подпевает прибой…»

Как вы думаете, о каком городе идет речь в песне? Ответы детей.

На этой поляне живут два маленьких человечка (Фунтик и Шпунтик), которые многое хотят узнать о нашем городе Туапсе. Поможем им в познании? Ответы детей.

Прослушивание следующего куплета песни:

«С городом вместе в едином строю

Делим судьбу на двоих.

Помним героев, что пали в бою,

Славим героев живых…»

После Великой Отечественной войны городу Туапсе присвоили звание города Воинской Славы и это неспроста.

Показ слайдов о боях в Великую Отечественную войну в Туапсинском районе.

Воспитатель: мы можем рассказать Фунтику и Шпунтику о нашем городе много интересного.

Вопросы к детям:

- назовите аллею нашего города, самую длинную в мире. (платановая)

- Назовите народности, проживающие в нашем городе? (русские, армяне, адыгейцы, украинцы, татары и т.д.)

- На берегу какого моря расположен город? (Черного)

- Где разгружаются и загружаются суда? (в порту)

- Как называется памятник у вечного огня? (памятник неизвестному солдату)

- Как называется музей художника, проживающего когда-то в нашем городе? (музей имени Киселева)

За правильные ответы дети получают фишки.

Каждый народ имеет свои обычаи, традиции и даже игры.

Проводится адыгейская игра «Шапка».

Ход игры: выбирается водящий, дети становятся в круг. Водящий, с шапкой в руке ходит по кругу и надевает на голову одному из детей. Тот, кому надели шапку, выполняет желание водящего.

Воспитатель: Фунтик и Шпунтик очень внимательно слушают нас, но города Туапсе никогда не видели, так как живут далеко от него.

Проводится игра «Выбери, не ошибись».

Ход игры: воспитатель раскладывает на ковре фотографии с изображением городов. Детям необходимо выбрать только фото, на которых изображен город Туапсе.

Краткий обзор отобранных фотографий.

Воспитатель: мы знаем, что у каждого народа есть свои обычаи, традиции и игры. Есть и свой язык, на котором говорят. Но каким бы разным не был язык, перевод великих слов: добро, уважение, мудрость, любовь, терпение, понимание этих слов со всех языков одинаков.

Чтение пословиц.

Добрым быть — долго жить.

Жизнь дана на добрые дела.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Лучше поздно, чем никогда.

Любовь да совет, так и горя нет.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Окончил дело — гуляй смело.

Свет не без добрых людей.

Слово — серебро, молчание — золото.

Талант трудом добывают.

Умную речь приятно и слушать.

Воспитатель: ребята, сегодня, для Фунтика и Шпунтика мы много говорили о городе Туапсе, вспоминали о достопримечательностях, показывали фотографии города, а о памятном подарке им не подумали. Что мы можем для них сделать?

Выбор детей. Если мнения детей расходятся, проводим голосование.

Художественно-творческая деятельность детей. Звучит спокойная музыка. По окончании дети дарят свои работы Фунтику и Шпунтику.

Воспитатель проводит анализ занятия, привлекая к разговору Фунтика, Шпунтика и детей.

В заключении все участники угощаются армянскими, адыгейскими, русскими блюдами, приготовленными поварами.

Дети «возвращаются» в детский сад.

Модель организации работы по воспитанию снов толерантности детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год