Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
Нравственное воспитаение
Автор: Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна   
23.02.2020 13:36

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей средыФормирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды для формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Для этого использовали «рамочную» модель обогащения предметно — пространственной развивающей среды по формированию толерантности, для чего в каждый центр группы были внесены элементы национальной культуры и быта шорцев и телеутов.

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает решение проблемы предупреждения межэтнической и межнациональной напряженности, духовно-нравственного развития в детской среде. Приобщение к народной культуре важно начать ещё в дошкольном возрасте. Наша задача заключалась в том, чтобы каждый ребёнок на основе познания многообразия мира, этнокультурной осведомленности и понимания общности разных культур научился устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их пола, этнической принадлежности, физических особенностей, на основе терпимого, уважительного отношения и готовности к взаимодействию и сотрудничеству. Данная работа потребовала обогащения предметно — пространственной среды группы в процессе совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Для включения родителей в совместную деятельность по обогащению предметно-пространственной развивающей среды группы с целью расширения этнокультурной осведомлённости родителей и детей, формирования понимания общности разных культур и готовности к взаимодействию и сотрудничеству было проведено совместное с детьми родительское собрание.

 

Родительское собрание проводилось в форме литературно-музыкальной гостиной "Пою о Шории моей…", где дети и родители знакомились с особенностями и традициями коренных народов Кузбасса. В ходе собрания были представлены флаги с символикой шорцев, шорские национальные музыкальные инструменты, принадлежности домашнего обихода, шаманский бубен, предметы культа. В собрании принимали участие гости, представители Центра шорской культуры “Аба-Тура”. Из выступления гостей ребята и родители узнали о народных шорских инструментах: кай-комусе, чаткане, кабране. В исполнении О.Н. Тенешевой прозвучали песни на шорском языке. Кроме того, все присутствующие познакомились с обрядом камлания (шаманский обряд), а также имели возможность увидеть предметы домашнего обихода шорской семьи, обереги, национальную одежду. Был исполнен шорский танец. Ребята вместе с воспитателями подготовили и показали инсценировку шорской народной сказки «Ленивый бурундук». Родители вместе с детьми разучили, а затем сыграли в игру шорских ребят «Ала хуча». В конце было предложено отгадать несколько шорских загадок и подобрать к шорским пословицам русские аналоги. Дети учились воспринимать других людей, получали знания об их внутреннем мире, учились вступать в диалог и выслушивать мнение собеседника, принимать на себя различные роли во время игры и инсценирования сказки, что способствовало формированию толерантности у детей.

После проведения собрания и консультации мы обратились к родителям с просьбой помочь обогатить предметно- пространственную среду группы элементами национальной культуры и быта шорского и телеутского народов, с тем, чтобы деятельность детей стала более разнообразной и способствовала формированию толерантности. Условием формирования толерантности, а именно, приобщения детей к народной культуре шорцев и телеутов, явилась совместная деятельность по обогащению предметно- пространственной среды старшей группы ДОУ.

Игровая культура малых народов Сибири, когда — то была одной из самых богатых в мире. Подвижные игры детей и взрослых – важнейшая часть человеческой культуры и средство формирования толерантности. До наших дней дошло немного игр шорцев и телеутов. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения этих народов. В центр двигательной активности для разучивания и организации шорских и телеутских игр, таких как «Ала хуча» (сторож), напоминающей русские «горелки», «Паг тудызах» (держание верёвки), «Хайыс тартызах» (перетягивание ремня), были внесены атрибуты, отражающие основные промыслы коренных жителей — охотников и рыболовов: верёвки и деревянные палки (1 м) для перетягивания, деревянные топорики для метания. В процессе подвижных игр с использованием национальных атрибутов дети выражали свои эмоции, все, что их волнует в окружающей, общественной жизни.

В центре природы было решено поместить карту Кузбасса. В ходе совместного с детьми рисования карты, мы обозначили границы Кемеровской области, отметили территории проживания малых народов Кузбасса. Дети символами отметили на карте главный город нашей области – Кемерово, место проживания телеутов и шорцев, Беловский район и город Таштагол, а также свой родной город Киселёвск. Мы рассказали детям о деревьях, растущих на территории Кузбасса, флажками отметили на карте таёжные зоны, рассказали о животных, живущих в тайге, о национальных промыслах шорцев и телеутов. В процессе работы с картой, мы задавали детям вопросы: Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Почему наш край называют Кузнецким? и т. д. Кроме этого мы вместе с детьми рассматривали иллюстрации с изображением старинных шорских флагов, рисовали, вырезали и создавали аппликации флагов из цветной бумаги. В ходе продуктивной деятельности формируются качества толерантной личности: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности, что содействует воспитанию общительности и толерантных взаимоотношений. В процессе коллективной работы у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, возникает стремление помочь друг другу, что способствует формированию толерантности.

Поскольку национальная одежда — это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа, один из элементов материальной культуры, мы решили разместить в центре ряжения и театра предметы одежды шорцев и телеутов. Родители изготовили элементы национальных костюмов: телеутские пояса, украшения для вплетения в косы, бусы, чтобы дети могли примерить на себя данные предметы, познакомиться с национальной одеждой, перевоплотиться в разные образы. Принятие на себя образов представителей других национальностей развивает в детях эмпатию, доброжелательность, позитивное к ним отношение, формирует у детей терпимое отношение к отличительным особенностями внешнего вида и поведения представителей других национальностей. Мы беседовали с детьми об особенностях национальной одежды телеутов. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос из сплетения волос и ракушек. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты. Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеуток. Она изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Дифференциации по крою женской и мужской одежды у шорцев не было. Женская одежда была больше украшена вышивкой. Особой ритуальной или праздничной одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи-платья (кунёк), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви. В ходе инсценировок дети использовали элементы национальных костюмов.

В центр творчества мы поместили книжки-раскраски с эскизами национальных костюмов, образцами национальных орнаментов, чтобы дети могли нарисовать свои варианты костюмов и орнаментов, выразить свои впечатления, нарисовать свои орнаменты для национальной одежды шорцев и телеутов.

Чтобы познакомить детей с таким важным элементом народной культуры, как устное литературное творчество мы совместно с воспитателями и родителями подобрали для центра книги сборники шорских сказок, книгу С.С. Тотыша "Сказки Шапкая", сборник «Легенды горы Зеленой», сказки народов Сибири. Мы читали сказки детям, обсуждали, рисовали к ним иллюстрации, инсценировали. Инсценировка шорской сказки «Ленивый барсук» была показана на родительском собрании. Сибирский фольклор имеет огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В особом ряду стоят сказки и легенды о Сибири, истории заселения края, в которых ярко выражены нравственные нормы поведения, борьба добра со злом, где добро побеждает, преодолевая трудности, показаны дружба и взаимопомощь героев. Они воспитывают милосердие, духовность, доброту, честность, смелость, учат взаимопомощи и уважению.

Совместно с родителями был проведен конкурс альбомов на тему «Традиции народов Сибири». Дети и родители вместе подбирали интересные фотографии, рассказывающие о народных традициях телеутского и шорского народов, праздниках и обрядах. На основе собранного материала были оформлены альбомы, которые пополнили патриотический центр.

Таким образом, использование «рамочной» модели обогащения предметно- пространственной развивающей среды по формированию толерантности, пополнение центров национальными атрибутами осуществлялось в тесном сотрудничестве детей, родителей и педагогов, что предполагало совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого и способствовало формированию толерантности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 13 (134) выйдет
12 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год