Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Воспитание духовно-патриотических качеств на основе русских народных сказок»
Нравственное воспитание
Автор: Конева Людмила Анатольевна   
26.04.2020 22:44

Проект «Воспитание духовно-патриотических качеств на основе русских народных сказок»Проект «Воспитание духовно-патриотических качеств на основе русских народных сказок»

Данная работа включала в себя следующие этапы:

  • Изучение методической литературы;
  • Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста.
  • Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.

Цель: Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей средней группы через потенциал русских народных сказок.

Исходя, из поставленной цели были определенны следующие задачи:

  • Воспитательная: Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
  • Обучающая: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
  • Развивающая: Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

Актуальность. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» — теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

 

Скачать конспект

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Гипотеза

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма — эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло ( «Зимовье»);
  • добрые и миролюбивые побеждают ( «Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо ( «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не даёт прямых наставлений детям ( «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребёнка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем.

Паспорт проектной деятельности

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 4-5л.

Направленность развития детей, в рамках которых поводится работа по проекту: комплексное (разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятельность, продуктивные виды деятельности: лепка, рисование.)

Тип: социально-педагогический

Вид: ролево -игровой, межпредметный

Продолжительность проекта: кратко срочный 4-18 марта 2020г

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели Конева Л.А, Зыбина О.В

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

Формы работы:

  • чтение сказок и беседы
  • экскурсия в музей
  • показ спектаклей и сказок
  • продуктивная деятельность детей
  • выставки творческих работ детей.

Предполагаемый результат:

К концу проекта у детей закрепятся представления о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

 

  

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Занятие с детьми по знакомству с русскими народными сказками.

Формировать представление о любви к родине, воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг   другу.

Изготовление атрибутов

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом.

Развивать аккуратность, старательность.

Театрализованные представления

Побуждать детей к творческой

самореализации.

Взаимодействие с родителями

Привлечение родителей к созданию экспонатов.

                                                       Содержание проекта

Перспективный план

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ

ЧУВСТВ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Виды

Тема:

Цель

     
     

деятельности

         
           

Коммуникативная

Пересказ сказки:

Цель: Воспитывать у детей смелость,

     
 

«Заяц-хваста»

отвагу, умение прийти на выручку в

     
   

трудную минуту. Учить пересказывать

     
   

сказку выразительно передавая диалог

     
   

персонажей.

     
           

Познавательно-

Экскурсия в музей «Русская     изба»

Цель: Продолжать знакомить детей с

     

исследовательская

 

русской избой, развивать интерес к

     
   

семейным традициям.

     
   

Показать ребятам наглядно

предметы русского быта. Закрепить

знание детей о русской избе.

     
           
           
           
           
           
           

Художественная

«Крылатый, мохнатый да

Цель: Показать детям силу

     

литература

масленый»

коллективизма («там, где трудно

     
   

одному, сделаем с друзьями»)

     
   

Воспитывать дружелюбие,

     
   

взаимовыручку чувство товарищества.

     
           

Познание

Занятие по ФЭМП, : « Сказочное приключение»
дата:

Цель: познакомить с новой сказкой о колобке, который любит математику.

Сделать выводы: чему учит сказка; развивать воображение, формировать математические знания

     
           
           
           

Театрализованная д-ть

Показ сказки «Репка»

Цель: Вызвать интерес к русским

     
   

традициям: помощь ближним, уважение

     
   

друг к другу. Воспитывать доброту,

     
   

любовь друг к другу, окружающему

     
           
   

миру, чувство ответственности за все,

   
       
   

что нас окружает.

   
         

Музыкальная

Разучивание песни

Цель: Развитие музыкальности,

   

деятельность

«Дружба крепкая»

формирование эмоционально-

   
   

положительного отношения к

   
   

сверстникам.

   
         

Игровая

Дидактические игры

Развитие эмоциональной сферы

   

деятельность

 

ребёнка, формирование доверительных

   
   

отношений, активизация внимания.

   
         

Двигательная

Подвижная игра «Волк и

Упражнять детей в прыжках через

   

деятельность

семеро козлят»

скакалку.

   
         

Изобразительная

Изобразительная

Деятельность по мотивам

Воспитывать трудолюбие.

   

деятельность

сказки: «Встреча лисы и колобка»

Закреплять умение располагать

   
   

изображённое на листе бумаги,

   
   

рисовать крупно; развивать чувство цвета , ритма. Развивать воображения и

   
   

мышления.

   
         
         
   

Цель: Учить применять смелость,

   
 

лепка по мотивам сказки

находчивость и смекалку трудных

   
 

«Три медведя»

ситуациях. Развиваем мелкую моторику.

   
         
 

(аппликация) по мотивам

Цель: Познакомить детей с предметами

   
 

сказки:

русского быта. Воспитывать честность,

   
 

«Заюшкина избушка»

порядочность, гостеприимство. Учить

   
   

детей давать на одной аппликативной

   
   

основе образы разных сказочных

   
   

избушек – лубяная для зайчика, а

   
   

ледяную для лисы.

   
 

Привлечение родителей к

     

Работа с родителями

пополнению атрибутикой театрального уголка группы, к участие в конкурсе рисунков по русско-народным сказкам.

Цель: улучшить взаимопонимание детей с родителями, привлечь   родителей к участие в подготовке праздников, выставок;

   
         
         
         
         
                   

Содержание работы

Работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста велась по двум направлениям.

  1. Работа с детьми
  1. Работа с родителями

Для более образного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе использовалось многообразие методов и приёмов. Разнообразные формы работы: беседы, занятия, игры-драматизации, развлечения, помогали детям

почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Работа проводиться как на специально организованных занятиях, так и вечерние отрезки времени.

Каждый вид деятельности преследовал решение своих задач и целей.

Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы решали такие задачи как:

  • Сообщение детям знаний о традициях русской культуры.
  • О местах проживания наших предков.
  • О быте русских людей.
  • Об истории мужской и женской одежды.
  • Об истории русской кухни.

Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок.

С    помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принцип.

  • Что такое хорошо
  • Добро всегда побеждает
  • Уважать старших
  • Слушать родителей

Вывод данный проект предполагает погружение в единый сказочный сюжет.Содержание сказок было специально подобранно таким образом, чтобы перекликались бытовые сюжеты. С героическими поступками. На занятиях дети рисовали, лепили, делали аппликацию сюжеты сказок, характеры героев, их поступки. Работа воспитателя в применении игр-драматизаций, прежде всего, была направлена на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Сказка «Репка» были представлена в виде спектаклей для детей своей группы. Исполняя роли, дети передавали настроение героев. В работе с родителями использовались различные приёмы работы и прежде всего, привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений. Была предложена вниманию родителей консультация «Воспитание сказкой» Итогом нашей работы было посещение музея в нашем детском саду «Русская изба» и проведение выставки рисунков детей совместно с родителями.


 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год