| 
  Технологическая карта НОД «Помогай другу везде — не оставляй его в беде». 
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию 
Воспитатель: Копцева Ольга Анатольевна 
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие 
Интеграция видов деятельности: чтение художественной литературы, речевые игры, экспериментирование 
Вид занятия: занятие-сюрприз 
 Скачать конспект 
Формы образовательной деятельности: непосредственная групповая совместная и самостоятельная 
Лексическая тема: осень 
Цель: развитие социально-коммуникативных умений дошкольников старшего дошкольного возраста 
Задачи: 
Образовательные: 
- Расширять представления старших дошкольников о дружбе, дружеских отношениях, умении дружить.
 
- Формировать нравственные качества доброта, отзывчивость, желание помочь.
 
- Развитие познавательного интереса и любознательности к предметам и явлениям окружающего мира.
 
 
Воспитательные: 
- Воспитывать отзывчивость и умение проявлять сочувствие, сопереживание к окружающим.
 
- Формировать эмоционально-положительные взаимоотношений в детском коллективе.
 
 
Развивающие: 
- Стимулировать интерес к экспериментированию и словотворчеству
 
- Формировать потребность проявлять позитивное социальное поведение.
 
- Развивать умение проводить самоконтроль и самооценку своих действий, проводить анализ поступков в социально-коммуникативных ситуациях.
 
 
Планируемы результат: 
Подготовительная работа: просмотр мультфильмов о дружбе, рассматривание картин и иллюстраций, чтение детской художественной литературы по теме «Осень», речевые игры и упражнения, риторические сказки. 
Оборудование: аудио и видеооборудование для воспроизведения музыкальных произведений и показа сюжетных картин о хороших и плохих поступках. 
Материалы: конверт, письмо со сказкой, мел, доска, разрезные картинки; широкие тарелочки и стаканчики с водой, камушки, шарики, зубочистки, трубочки, флакончики «мыльные пузыри» и угощение по количеству детей, таз с водой и предметы для показа опытов, цветные карандаши, смайлики. 
  
Содержание НОД: 
| 
 № 
 | 
 Этап 
Занятия 
Структурные компоненты деятельности 
 | 
 Ход занятия 
 | 
 
| 
 Деятельность педагога 
 | 
 Деятельность детей 
 | 
 Время 
 | 
 
| 
 1. 
 | 
 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 
Организационный момент 
 | 
 Обращает внимание детей на то, что в группе сначала тихо, а затем чуть громче звучит песенка «Настоящий друг». 
Жестами предлагает прослушать и вместе пропеть припев «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий, верный друг!» 
Вопрос к детям: А у вас есть друзья? 
Индивидуально: С кем ты дружишь в группе? 
 | 
 Дети заняты своими делами как вдруг прислушиваются и собираются вокруг педагога 
Отвечают на вопросы, беседуют, приводят примеры из личного опыта 
 | 
 1 минута 
1 минута 
 | 
 
| 
 2. 
 | 
 Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия 
 | 
 Вот и к нам пришли сегодня в гости «Лапоть, соломинка и пузырь», послушайте их историю (Читает сказку, достав листок из большого красивого конверта). 
Оказались все они в беде и просят помочь ребят исправить ситуацию и найти им новых друзей. 
Скажите, кто из них настоящий друг. (Соломинка, которая пожертвовала собой и утонула). 
Как вы думаете, почему она переломилась? (Она была очень хрупкая, легкая, а Лапоть тяжелый). 
От чего лопнул пузырь? (От смеха). 
Как вы думаете, настоящий друг будет смеяться над бедой? 
Как вы думаете, что нужно было ему сделать? 
А пузырь утонул бы? 
Кто мог бы им помочь перебраться через реку, сохранить дружбу и не утонуть? 
Как мы можем это узнать? 
 | 
 Внимательно слушают сказку. 
Отвечают на вопросы педагога. 
Проживают игровую ситуацию. Находят решения разрешению проблемной ситуации. 
 | 
 2 минуты 
2 минуты 
 | 
 
| 
 3. 
 | 
 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний или начало выполнения действий по задачам НОД 
 | 
 Предлагает проверить и провести опыты с водой, с соломинкой, и мыльными пузырями. 
Дорога в лабораторию предстоит с препятствиями – речевые игры, дыхательные упражнения и загадки по теме осень – дует ветер, идет дождь, тучки сгущаются и выглядывает солнце. 
Можно отметить свое настроение - на доске мелом дети рисуют смайлики, складывают разрезные картинки о дружбе, хорошие и плохие поступки на сюжетных картинках раскладывают в разные коробочки. 
 | 
 Включение в игровую ситуацию. 
Выполнение дыхательной гимнастики и речевых упражнений по дороге к месту проведения опытов. 
Принятие новой роли исследователей и выполнение практических действий. 
 | 
 4 минуты 
 | 
 
| 
 4. 
 | 
 «Открытие» детьми новых знаний, способа действий 
 | 
 Показывает опыты с водой и воздухом. 
Дуют через коктейльную трубочку (соломинка) в стакан с водой. Помещают соломинку в воду. 
Надувают мыльные пузыри и опускают их на воду. 
 | 
 Входят в роль исследователей, экспериментируют с водой, соломинкой, мыльными пузырями 
 | 
 4 минуты 
 | 
 
| 
 5. 
 | 
 Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) 
 | 
 Предлагает попробовать «утопить» в воде, камушки, зубочистки и крышечки от пластиковой бутылки. 
Задает детям индивидуальные вопросы: 
Что ты сейчас делаешь? Почему он утонул? 
Как могли бы перебраться через речку наши герои, если бы дружили с ними? 
 | 
 Берут разные предметы и «обнаруживают», что не тонут зубочистка и крышечка от пластиковой бутылки. 
Вступают и поддерживают контакт со сверстниками в процессе деятельности. 
 | 
 8 минут 
 | 
 
| 
 6. 
 | 
 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 
Итог занятия. Систематизация знаний 
 | 
 Подведение к анализу деятельности с помощью вопросов: Что мы делали сегодня? Что узнали? Кому расскажем и покажем? 
Поощрение и мотивация на продолжение экспериментирования «Что еще тонет в воде?» (домашнее задание: проверить пробку, кнопку, гвоздик и салфетку). 
Завершение игровой ситуации «Возвращение в детский сад» из лаборатории под песенку «Настоящий друг». 
 | 
 Делают выводы, анализируют, радуются и зарисовывают результат опытов схематично. 
(соломинка и камушек тонет, пузырь, крышечка от пластиковой бутылки и зубочистка не тонет). 
 | 
 5 минут 
 | 
 
| 
 7. 
 | 
 Рефлексия 
 | 
 Закрепление   полученных знаний в своих рисунках для героев сказки «Лапоть, соломинка и пузырь». 
Формирует рефлексивные умения, способность анализировать свою деятельность. Развивать умение делать простые умозаключения. «Отправляют» рисунки в большом красивом конверте из которого высыпаются «случайно» угощение – сладкая соломка. 
 | 
 Обсуждение со сверстниками полученными впечатлениями от совместной деятельности. 
 | 
 3 минуты 
 | 
 
 
 
 
			 |