Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие у старших дошкольников ответственности и самостоятельности через технологию «Дети – волонтёры».
Нравственное воспитание
Автор: Пещерова Татьяна Петровна   
30.10.2022 18:49

Развитие у старших дошкольников ответственности и самостоятельности через технологию «Дети – волонтёры».Развитие у старших дошкольников ответственности и самостоятельности через технологию «Дети – волонтёры».

Воспитатель: Пещеровой Татьяны Петровны МБДОУ «ДС «Калинка» с. Калинино

Дошкольное детство — особенное время развития. Суть в том, что в этот период у ребенка возникает внутренняя психологическая жизнь, внутренняя регуляция поведения: он начинает сам определять собственную деятельность, осознавать свои возможности и индивидуальные особенности, общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. И если он ответствен, то должен стремиться выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, и испытывать при этом чувство удовлетворения. Моя позиция состоит в следующем: активность ребенка в деятельности дает ему возможность чувствовать себя автором своих действий и проявлять так или иначе ответственное поведение. В различных видах деятельности старший дошкольник сначала при помощи взрослого, а потом самостоятельно — устанавливает и осознает связь между реальным результатом и своим вкладом в его достижение. Он накапливает личный опыт ответственности за последствия собственного поведения. Совместный со взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ будут способствовать постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого. Это и составляет основу ответственности сначала за результат собственной деятельности, а впоследствии и за собственную жизнь и жизнь окружающих.

 

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому моя основная задача как педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Познакомившись с воспитанниками в своей группе я поняла, что у детей поведение не служит нормам и правилам. Дело в том, что дети в старшем дошкольном возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от ситуации. Ребёнок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.

Изучив технологию формирования ответственности и практические рекомендации. Пришла к выводу, что ответственность у детей можно реализовать через технологию эффективной социализации «Дети волонтёры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

Для организации и реализации данной технологии работа шла в следующем направление:

1. Я помогала старшим дошкольникам понять что такое волонтёрство, дав определение что волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство — это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

2. Через беседы и прочтение художественной литературы рассказа Драгунского «Друг детства», Носова «Огурцы», Толстого «Косточка», Барто «Помошница» и т.п.

3. Помогала детям своей группы как научить малышей играть в сюжетно – ролевые игры совместно, лепить, рисовать, одеваться приводить в порядок после сна и пришла к выводу что, необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

4. Проводилась драматизация сказки в младших группах.

5. Изготавливали коллажи для малышей на тему «Доброта» из картинок добрые дела и поступки.

6. Приобщение родителей в покупке цветочных семян и грунта для выращивания детьми рассады цветов для оформления клумб.

Детям нравиться выступать в роли помощников. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. Ребята по настоящему ощутили себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей возникало желание, стремление к общению, к деятельности. Ребята осознавали свою ответственность, получая внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повысилась самооценка, уверенность в себе.

При проведении данной работы мне помогло понимание и поддержка коллег. Приходя в группы ни один из воспитателей не отнёсься к этому негативно, напротив все доброжелательно принимали к себе в гости. А так же не маловажную активность проявили старший воспитатель и руководитель нашего детского сада курируя и направляя.

Единственное, что было тяжело – это не было понимания и поддержки со стороны напарницы. Вместе вдвоём сообща можно было бы сделать и реализовать больше. А новичку – одиночке всегда сложно.

Я считаю, что внутреннее удовольствие детей это главная задача при создании волонтёрского движения. И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов.

Поэтому в дальнейшем планирую организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:

«Научим малышей играть»,

«Научим разрешать конфликты»,

«Научим одеваться»,

«Знаем, как помочь в проведении занятий».

В этом мне поможет составление месячного планирования.

Цель технологии «Дети волонтёры»

это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии «Дети волонтёры» следующие:

Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе

Создание такой ситуации развитие, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим

Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности

Можно сделать вывод:

  • участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную компетентность
  • они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию
  • Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

Инновационные технологии помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год