Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка на тему: «Формирование у дошкольников основ нравственной культуры, средствами физической культуры».
Нравственное воспитание
Автор: Мартынова Ульяна Петровна Анисина Юлия Валерьевна   
22.09.2023 09:45

Методическая разработка на тему: «Формирование у дошкольников основ нравственной культуры, средствами физической культуры».Методическая разработка на тему: «Формирование у дошкольников основ нравственной культуры, средствами физической культуры».

Авторы: Мартынова Ульяна Петровна-инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №81» г.о. Самара., Анисина Юлия Валерьевна – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №81» г.о. Самара

Именно в дошкольном возрасте закладываются культурно-философские основы нравственного воспитания. Современному обществунужны широко образованные, высоконравственные люди, которые будут обладать не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человечек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Приобретать нравственные знания важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и создают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

 

Сущность понятия «нравственная культура» и её формирование в дошкольном возрасте.

Главная цель профессиональной деятельности инструктора по физической культуре в детском саду- охрана и укрепление физического здоровья дошкольников, развитие их двигательного опыта, физических качеств и способности организма адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Однако инструктор в детском саду –это, прежде всего, педагог, влияющий на формирующуюся личность детсадовца, его внутренний мир.

Педагог детского сада призван показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим его миром есть и другой, внутренний мир человека -мир желаний, переживаний и чувств. Все педагоги – дошкольники, формируют у маленьких подопечных полезную привычку поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (желание жить по совести).

Для дошкольников нравственное воспитание будетстановитьсяболее привлекательным, значимым и эффективным, если оно основано на диалоге, общении, сотрудничестве, и на выполнении педагогом следующих условий:

  • «Опора на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности».
  • Обеспечение эмоциональной насыщенность общей деятельности, организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющие ее участников.
  • Создание атмосферы эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
  • Утверждение радостного, мажорного стиля жизни детского коллектива и каждой личности.
  • Рассматривание положительного воздействия общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
  • Забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».

Нравственное воспитание может эффективно реализовыватьсяблагодаря целостному процессу педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни дошкольников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В итоге результатом целостного процесса становитсясформированная нравственная личность, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Мы знаем, что нравственное воспитание дошкольников это очень сложный и многофункциональный процесс, который включает в себя педагогические и социальные принципы. В частностиход нравственного воспитания в общепризнанном масштабенезависим, в частности на его специфику, по мнениюА. С. Макаренко влияют основные задачи нравственного воспитания, которые заключаются в следующем:

  1. Формирование нравственного сознания;
  2. Воспитание и развитие нравственных чувств;
  3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Занятия физической культурой в детском саду оберегают человека от действий, которые не подчиняются нравственности, выходящих за ее рамки.

В процессе физического воспитания решаются и общие и специальные задачи нравственного воспитания.

Специальные задачи — это воспитание нравственных понятий, законов, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности, правильного понимания внешней и внутренней нравственности человека исходя из единства морального, этического и нравственного. Понимание физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание духовности спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д.

Результат нравственного чувства как основообразующего начала не означает игнорирования нравственным сознанием. Прогрессивное нравственное сознание подразумеваетпредставление о моральных принципах, нормах и единовременно, неизменноеосознание, и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

Существуют определенные компоненты, в свою очередь, имеющиепоследовательность нравственного поведения личности: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно — чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул – поступок. В жизни материализуютсяв целостности все перечисленные компоненты.

Из всех существующих средств нравственного воспитания главным являетсяоперированиеорганизованных в культуре на разных историческихэтапах развития нравственных идеалов, т.е. моделей нравственного поведения, к которому тяготеет человек. Как принято, нравственные моделиорганизуютсяна фоне гуманистического мировоззрения как суммированной системы взглядов и убеждений, в которой человек показывает свое расположение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. Отношение человека включает не только оценку мира как объективной действительности, но и оценку своего места в окружающей жизни, связей с другими людьми.

Дисциплинированность обретает свое выражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

  • «культуру речи (способность вести обсуждения, понимать юмор, применять выразительные языковые средства в разных условиях общения, обладать нормами устного и письменного литературного языка)
  • культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)
  • культуру внешности (воспитание потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой)
  • бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)

В первую очередь культура поведения дошкольников в существенной мере организуется под влиянием личного примера педагогов, родителей, а также традиций, сложившихся в ДОУ и семье.

На наш взгляд, нравственнымнеобходимо рассматривать такого индивида, для которого нормы, правила и требования обозначаются как его личные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Если быть конкретнее, то в действительности нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиямипринятые в обществе моральных норм и правил.

Для результативнойреализациипедагогическогопроцесса, прежде всего, нужныдостоверные и толковые понятия о содержании детской личности, ее важнейших — ведущих качествах и свойствах.

В реальных условиях работы каждогообразовательногоучреждения, с учетом увеличивающегося уровня воспитанности детей, набор и содержание требований чередуются. Существует девять основных требований, которые имеют распространенный характер и включают в себя многие нравственные нормы и обозначают свойства и качества личности. Перечислим их — что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить.

Именно дошкольная жизнь, которая решает задачи воспитания, должна базироваться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Всему этому поможет нравственное воспитание, которое органически вплетено в и составляет ее неотъемлемую часть.

Программа «Нравственное воспитание дошкольников» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки дошкольников, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ветлугина, Н. А. Казакова, Т. Г. Пантелеев, Г.Н. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду-М.: Просвещение, 1987.
  2. Гаврилова, В.А. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет. — Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы -М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Коротков, И.М. Подвижные игры для детей-М.: Советская Россия, 1987.
  6. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.
  7. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А. Григорович — М., 2001г.
  8. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий — М.: Просвещение, 1977.
  9. Ильинича В.И. Физическая культура: Учебник. — М.: Гардарика, 2009. — 225 с.
  10. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1980. — 307 с.
  11. Коваленко В.А. Физическая культура: Учебник. — М.: «АСВ», 2008. — 227 с.
  12. Козленко М.П. Теория и методика физического воспитания. — К.: Радянська школа, 1984. — 296 с.
  13. Козлова, С. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С. 98.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год