Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ДЕТСКИЙ САД — СЕМЬЕ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нравственное воспитание
Автор: Розанова Ольга Александровна   
30.07.2024 06:50

«ДЕТСКИЙ САД — СЕМЬЕ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ДЕТСКИЙ САД — СЕМЬЕ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Мы — педагоги детского сада — работаем с родителями ради ребёнка и с ребёнком для родителей» (Давыдова О.И., Майер A.JJ. Из книги «Детский сад. Самоучитель»). Эта цитата заставляет задуматься и попытаться осознать значение взаимосвязи системы «Педагог — ребенок — родитель» в условиях образовательной организации.

В семье дети приобретают первый опыт в социальных отношениях, получают уроки нравственности, закладываются основные жизненные принципы, ценности. От того, как пройдут первые годы воспитания детей, зависит их благополучие в среде взрослых и сверстников. Способны ли обойтись своими силами и воспитать достойных граждан, способных уважительно, бережно относится к ближним. Думаю, ответ будет неоднозначным. Как известно, каждый ребёнок имеет право на таких родителей, которые способны привить любовь к богатым духовным и культурным отечественным традициям. Педагог в этом случае направляет, поддерживает и дополняет воспитательную деятельность родителей. Сущность его деятельности можно выразить словами: «Детский сад — семье». Для того чтобы семья брала от детского сада самое лучшее, родители должны знать, для чего это им надо, как выбрать и использовать из собственного опыта воспитания нужное для своего ребёнка. Первый шаг на пути установления отношений с родителями — это осознание того, что от взаимоотношений представителей двух социальных институтов зависит успех воспитания, а порой и решения проблем ребёнка.

 

Социальный опыт детей, приходящих в детский сад, как правило, бывает совершенно разный, да и настрой который получают дети перед посещением своей группы тоже варьируется: от дружелюбного и пози-тивного, до закрытого и агрессивного. «Смотри, — говорит мама, — не давай никому свои игрушки!» или «Сумей дать сдачу, защищай себя!». Как трудно регулировать поведение детей, когда каждый приходит в детский сад со своим багажом социального опыта, тем более что домашний настрой даёт о себе знать уже с первых минут взаимоотношений детей. А ведь перед воспитателем стоит задача сформировать детский коллектив, основывающийся на позициях равенства, понимания сверстников, дружеских взаимоотношений дошкольников. Скажу сразу, что простое обращение воспитателя к родителям с призывом «Учите своих детей дружить!», «Воспитывайте у малышей умение делиться!» не даст результата. В лучшем случае в ответ родители безмолвно улыбнутся, общение не состоится, а значит не будет единого мнения, а на что ориентировать ребёнка, для того, чтобы он захотел взаимодействовать со сверстниками. Опыт работы воспитателем детского сада подсказывает, для того чтобы родитель прислушался, а затем и приоткрыл завесу особенностей воспитания своего ребёнка, необходимо его привлечь и сделать соучастником деятельности, которая является на данный момент интересной и объединяет всех детей группы.

Условия современного образования позволяют педагогу использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями воспитанников. Примером может служить и организация проектной деятельности детей, и шефская помощь, и волонтерская деятельность, и участие в те-атрализованных постановках детей совместно со взрослыми, литературные вечера и много другое, главное, чтобы дети осознавали, для кого, и для чего необходим их труд. Вся эта разнообразная деятельность детей дошкольного возраста предполагает развитие и углубление знаний детей о главных категория — ценностях жизни человека, ибо она глубоко социализирована и мотивирует любого ребёнка-участника на результат, совместно со своим коллективом.

Вернёмся к родителям воспитанников, которые с первых минут такой деятельности обязательно становятся активными участниками. Дети, родители и педагоги в этом случае являются союзниками. И речь идёт не о материальных благах. Просьбой и тех, и других становится обращение к родителям поразмышлять в семье, вспомнить факты, найти, запечатлеть интересные события из жизни, сделать что-то совместно своими руками, рассказать и т.д. Ключевым смыслом любой деятельности детей с участием родителей становятся слова и выражения «совместно», «своей семьёй», «лучшее в моей семье». Это объединяет и детей, и родителей, нацеливает их на поиск нужного через обсуждение, совместный труд, взаимопонимание. Фактически родители применяют нужные инструменты воспитания, тем более что их отношения с детьми в процессе работы строятся на социокультурных ценностях. Это одно из главных условий взаимодействия с детьми в детском саду и дома. В семье, при чтении и обсуждении художественных произведений с детьми, эти понятия закрепляется и углубляются. Послушание, любовь, добро, забота должны лечь в основу всех совместных творческих дел дошкольников. Они направляют детей к социальному действию, закрепляют опыт правильных отношений с окружающими.

Получение социально-значимого результата, например, представление спектакля, выставки, посещения подшефных, оказание помощи ну-ждающимся, на протяжение всего периода подготовки обязательно должно проходить в условиях эмоционального подъема, заинтересованности и детей, и взрослых. Положительный настрой объединяет всех участников, поддерживает каждого в любом его начинании, а самое главное делает отношения открытыми и доверительными. В процессе такого сотрудничества родители сами обращаются за советом. Поначалу их обращения носят частный бытовой характер. Это первый показатель заинтересованности мам и пап в участии общего детско-взрослого ме-роприятия. Очень важно не упустить этот момент и попытаться показать, что воспитателям не безразличны интересы родителей и что педагогам будет приятно вновь вернуться к разговору и узнать о семье что- то новое.

Обращаясь к опыту наших предков посредством народных сказок, произведений русской литературы, малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, мы закрепляем в детско-родительском сообществе нравственные эталоны поведения. При этом родители тоже нуждаются в особой подготовке. Рациональным зерном повышения педагогической компетентности в духовно-нравственном воспитании дошкольников яв-ляется организация занятий с родителями, в рамках которых идёт по-следовательное освоение родителями основных социокультурных кате-горий, с которыми потто м предстоит познакомить и детей. Самым важным моментом для взрослых при проведении таких занятий является выработка единых подходов в правильном объяснении детям смысла духовно — нравственной категории.

Такая целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников постепенно приводит к осмыслению родителями значения освоения детьми ценностей культуры для будущего самого ребёнка, для формирования отношений и взаимопонимания между родителями и детьми. В этом случае родители сами ищут поддержку со стороны воспитателя, их обращения и вопросы носят уже другой более глубокий смысл, касающийся поиска соответствующих подходов и приёмов воспитания. Между педагогами и родителями устанавливается педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие — представляет собой способ ор-ганизации совместной деятельности, которая осуществляется на осно-вании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаи-модействия являются определённые взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих (В. Н. Мясищев).

В условиях педагогического взаимодействия педагогов и родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников родители испытывают потребность в общественном воспитании. Они, как пред-ставители семейного воспитания приобретают опыт духовно- нравст-венного воспитания детей дошкольного возраста, проживают вместе с воспитателями и детьми все смыслы жизни, приемлемые нашему обществу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год