Художественная литература как важная ступень в нравственном воспитании детей 5-6 лет. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Фролова Татьяна Алексеевна | |||
02.11.2024 16:38 | |||
Художественная литература как важная ступень в нравственном воспитании детей 5-6 лет. Фролова Т.А. – воспитатель МБДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида» «Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду». Д. Медведев Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольников. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку они лежат в основе его поступков, действий каждого ребёнка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.
Дошкольный возраст считается периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому актуальность нравственного воспитания (доброты, сочувствия, милосердия, чувства долга, чести и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности ещё в дошкольном возрасте. В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием детей, учить «умению чувствовать человека». Он писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Важнейшей педагогической задачей, продиктованной социальным заказом, является воспитание культуры поведения подрастающего поколения. Безусловно, решением этой задачи необходимо заниматься, уже начиная с дошкольного возраста, как наиболее благоприятного периода развития личности ребёнка. К механизмам реализации этого сложного и многоаспектного процесса относят прежде всего развивающее образовательное пространство, игровую деятельность, художественную литературу. Особую роль из основных средств для формирования нравственных качеств у дошкольников я выделила художественную литературу, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста. На основе знакомства с различными художественными произведениями, дети глубже познают окружaющую действительность, мир природы, многообразие трудовой деятельности людей, жизнедеятельностью ровесников, с характером их взаимодействия, с их радостями и печалями, успехами и неудачами, победами и поражениями. В ходе работы с детьми используются различные жанры художественной литературы. Рассмотрим некоторые из них подробнее: Сказка. Стоит отметить, что сказка принадлежит к повествовательному жанру художественной литературы. Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее более интригующей в двух направлениях: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребёнка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный, ритмичный. Рассказ. Рассказ – это малая форма эпической прозы, восходящая к фольклорным жанрам (сказке, притче). Для этого жанра характерен небольшой объём и связь с традициями устного народного творчества. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих невелико: обычно это главный герой – ребёнок – и его друзья или родители. Также в рассказах используются животные, птицы окружающей природы в роли главных героев. Рассказы содержат более реальные события из жизни автора или героев. События развиваются динамично, последовательно, всё происходит в небольшой отрезок времени. Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. Необходимо отметить, что героям былин судьба родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства. Пословицы. Пословица — малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, пословица отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально -исторического опыта народа: «Мир да лад — большой клад», «Что посеешь, то пожнёшь». Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: «Горьким лечат, а сладким калечат», «Человек без родины, как соловей без песни». При знакомстве обучаемых с произведениями художественной литературы, педагогу следует быть предельно внимательным к характеру этих произведений и отбирать те, которые несут максимальный воспитательный потенциал, понятны и доступны для ребёнка, могут чему-то научить, ознакомить с положительным опытом взаимодействия героев произведений с окружающей действительностью. Это представляется особенно важным в контексте привития детям гуманистических чувств и развития у них нравственно -этических представлений, а также трансформации полученных представлений в реальную жизнь, в которую вовлечён ребёнок. Об этом говорил в своё время В.Г. Белинский, подчёркивая этическую направленность детской литературы. Отбор конкретных произведений литературы осуществляется педагогом в контексте поставленных образовательных и воспитательных задач, осуществляется исходя из их идейной направленности и ценностных значений. Выбор художественной литературы также осуществляется с учётом возрастных особенностей детей. По справедливому утверждению М.А. Васильевой, именно тематическое распределение произведений для чтения и рассказывания воспитанникам призвано в большей мере содействовать систематической и комплексной реализации процесса формирования у них культуры поведения в период дошкольного детства. В данном контексте представляется целесообразным осуществление повторного чтения, обеспечивающего существенное углубление чувств и представлений каждого ребёнка. При этом нет необходимости в обязательном включении в образовательный процесс большого количества произведений. Главное состоит в том, чтобы они характеризовались высокой художественностью и глубиной мысли. На основе анализа выше обозначенных работ, а так же собственного видения данного вопроса, можно выделить следующие критерии отбора художественных произведений для включения в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений:
обучаемых дошкольников;
Ввиду небогатого жизненного опыта дошкольник часто бывает не готов к самостоятельному выявлению главного в прослушанном тексте произведения. Многие учёные -практики [1; 5; и др. ] отмечают. что знакомство с литературой необходимо сопровождать этическими беседами с детьми о прочитанном и выделяя главные моральные выводы из данного произведения. При подготовке и проведении занятия воспитатель должен чётко определить, над анализом какого аспекта культуры поведения он предполагает работать с детьми в контексте их знакомства с художественным произведением, и исходя из этого структурировать ход беседы. Не стоит предлагать детям чрезмерно большое количество вопросов, так как это препятствует усвоению главной мысли произведения, эмоциональному переживанию впечатления от прослушанного. Следует иметь в виду, что некорректная постановка вопроса может спровоцировать неверный ответ или отвлечь внимание детей от главной мысли. Вопросы, задаваемые педагогом, должны волновать воспитанников, вызывать у них интерес к поведению и поступкам персонажей, их внутреннему миру, личностным свойствам, душевному состоянию. Вопросы, задаваемые детям по художественному произведению, должны быть просты и понятны. В ходе беседы по содержанию произведения педагогу следует держать в поле зрения эмоциональный настрой детей и при необходимости активизировать обсуждение прослушанного, что должно способствовать углублению впечатлений дошкольников от прочитанного, укреплению и развитию переживаемых ими чувств. С этой целью целесообразно выбирать художественные произведения со сходным содержанием. Таковыми могут быть, например, рассказы В.А. Осеевой «Почему?» [7] и Н.Н. Носова «Карасик» [6]. В ходе беседы по содержанию обоих рассказов дошкольники учатся сопоставлять факты, образы, анализировать поступки, давать им сравнительную оценку. Закрепление чувств, переживаемых дошкольниками под впечатлением двух рассказов, приводит их к выводу: нельзя обманывать, нельзя сваливать свою вину на других, так как это нечестно и несправедливо. В дальнейшем представления, формирующиеся у детей на основе знакомства с содержанием художественных произведений, постепенно трансформируются в их жизненный опыт. У дошкольников развиваются реальные нравственные мотивы культурного поведения, которыми они и руководствуются в своих действиях [; 4]. Выводы. Подводя итоги вышеизложенного, необходимо отметить следующее: Во-первых, произведения художественной литературы способствуют раскрытию перед детьми старшего дошкольного возраста многообразного взаимодействия людей, постижению особенностей их характеров, глубины и сложности их переживаний., служат важным фундаметом для формирования и дальнейшего развития нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Во-вторых, именно художественные произведения непосредственно, чётко и убедительно представляют яркие примеры культурного поведения, которые могут использоваться воспитанниками ДОУ в качестве образцов для подражания. Книга учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну, а слабый – его защитить, Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнают, Окружающий мир познают. (А. Лесных) Литература:
|