Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по воспитанию культуры пожарной безопасности для дошкольников «Азбука пожарной безопасности»
Безопасность детям
Автор: Басова Алёна Николаевна   
24.07.2021 08:11

Проект по воспитанию культуры пожарной безопасности для дошкольников «Азбука пожарной безопасности»Проект по воспитанию культуры пожарной безопасности для дошкольников «Азбука пожарной безопасности»

Разработчик: Басова Алёна Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории Ханты — Мансийский автономный округ — Югра Октябрьский район Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» Унъюган 2021

Аннотация: Данный проект посвящен актуальной проблеме: воспитанию у детей дошкольного возраста культуры пожарной безопасности. Реализация проекта предполагает возможность объяснить детям в игровой форме, какие правила необходимо соблюдать в обращении с электроприборами, чем опасны игры с огнем, что случится, если остаться в горящем доме, как вызвать на помощь пожарных. Продолжительность реализации проекта 2 месяца. В рамках данного проекта была проведена тематическая исследовательская работа «Почему пожарное ведро имеет форму конуса?», которая в дальнейшем была представлена на районной конференции «Юный изыскатель» и заняла призовое место.

 

Скачать конспект

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

По способу выполнения: групповой (дети 6-7 лет).

По продолжительности: среднесрочный.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Социальные связи: пожарная часть ЦентрСпасЮгория.

Актуальность:

Неосторожное обращение с огнем – самая частая причина пожаров в Югре. Большинство всех пожаров возникает по вине людей, не знающих правил пожарной безопасности или безответственно относящихся к ним. Многие люди считают, что пожар – это редкое явление. Надеются, что беда обойдет их стороной. Но так бывает не всегда. Пожар не только губит всё материальное, но и уносит порой человеческие жизни.

С самого юного возраста необходимо формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. И отнестись к этому нам взрослым необходимо со всей серьезностью. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы воспитания. Поэтому одной из важных задач нашего детского сада является привитие детям навыков осторожного обращения с огнем, выполнения правил пожарной безопасности.

Агитбригада – незаменимый помощник в деле пропаганды соблюдения безопасного поведения детьми. На протяжении вот уже нескольких лет в нашем детском саду проводится ежегодный Смотр детских агитбригад по безопасности. Каждая возрастная группа готовит выступление, в котором призывает соблюдать правила безопасности в той или иной области жизни. Необходимость в выполнении проекта возникла в ходе подготовки детей подготовительной группы к очередному выступлению агитбригады. На этот раз наша группа выбрала пожарную безопасность. В разговоре с детьми на тему «Что я буду делать, если в доме случится пожар?» было выяснено, что многие дети спрятались бы при виде пожара, вместо того, чтобы выбежать из дома и позвать на помощь.

Проблема, сформулированная педагогами и детьми: Что будет, если во время пожара в доме спрятаться под кроватью или в другом укромном месте?

Цель проекта для детей: формирование осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Цель проекта для педагога: обучение дошкольников правилам пожарной безопасности в условиях дошкольного учреждения.

Задачи работы над проектом для детей:

  • Уточнять знания о работе пожарных.
  • Формировать навык общения с дежурным пожарной части в экстренной ситуации.
  • Знакомить детей с первичными средствами пожаротушения.
  • Формировать навык реально оценивать возможную опасность.
  • Воспитывать умение бороться со страхом перед огнем и сигналом оповещения при пожаре.
  • Прививать практические навыки поведения при возникновении пожара.

Задачи работы над проектом для педагогов:

  • Совершенствовать уровень уже имеющихся знаний детей о пожарной безопасности.
  • Вырабатывать у дошкольников алгоритм поведения в пожароопасных ситуациях.
  • Привлекать родителей воспитанников к участию в проекте.
  • Обогащать словарный запас детей в соответствии с темой.
  • Способствовать установлению причинно-следственных связей в ситуациях действия человека с огнем.
  • Формировать любознательность, общительность, умение решать возникающие проблемы.

Описание продукта, полученного в результате выполнения проекта:

  • Составление мини-альбомов детей и родителей (картинки, рисунки, рассказ ребенка) на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара».
  • Выступление агитбригады по правилам пожарной безопасности.

Основная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности:

Игровая:

  • сюжетно-ролевые игры «Мы – пожарные», «Пожар в доме»
  • игровые и проблемные ситуации «В квартире много дыма, «Как вызвать пожарных, если случился пожар»
  • настольно-печатные и дидактические игры по пожарной безопасности.

Познавательная:

  • беседа на тему «Почему может случиться пожар?»
  • беседа на тему «Опасные предметы – источник пожара»
  • экскурсия в пожарное депо
  • познавательная викторина «С огнем не играй, правила пожарные соблюдай!».

Художественная:

  • коллективная аппликация — изготовление условных знаков на тему «Чтобы не было пожара»
  • рисование «Пожарная машина»
  • чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».
  • лепка «Пожарный».

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • оборудование для художественно-продуктивной деятельности;
  • иллюстрации, плакаты по правилам пожарной безопасности;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игры;
  • художественная литература;
  • дидактические и настольно-печатные игры по правилам пожарной безопасности;

Планируемая работа и деятельность детей и педагогов на различных этапах проекта:

Этапы

Содержание деятельности детей в процессе реализации проекта

Содержание деятельности педагогов в процессе реализации проекта

1 этап – поисковый

(1день)

1. Входят в проблему.

Предполагают различные исходы развития событий в случае сложившейся ситуации. Задумываются, насколько опасен пожар.

2. Принимают задачу.

1. Формулировка проблемы: Что будет, если во время пожара в доме спрятаться под кроватью или в другом укромном месте?

Для того, чтобы правильно вести себя в случае пожара, нужно помнить правила пожарной безопасности!

2. Формулировка задачи – сбор информации:

  • Из-за чего может случиться пожар?
  • Какие предметы в доме являются источником пожара?
  • Кто такие пожарные? Каким должен быть пожарный?
  • Как вызвать пожарных в случае возникновения пожара?
  • Чем можно тушить пожар до приезда пожарных?
  • Как правильно вести себя, если случился пожар?

2 этап – аналитический

(1 неделя)

1. Активизируют умение избегать опасных ситуаций, уточняют знания о работе пожарных.

2. Имеют возможность выполнить условное тушение небольшого возгорания, получают элементарные навыки пожаротушения.

3. Расширяют кругозор, словарный запас.

1. Организация экскурсии в пожарное депо Таежного ЛПУ МГ.

Встреча с пожарным является наиболее эффективным методом в области профилактики нарушений пожарной безопасности. Опытный «экскурсовод» и отличный собеседник – командир отделения – рассказал о нелегком труде пожарных, о том, как следует избегать беды. А также познакомил дошкольников с формой пожарных и с оборудованием пожарной машины.

2. Знакомство детей с первичными средствами пожаротушения.

Пожарный познакомил детей с работой огнетушителя, объяснил и показал принцип его действия. Затем рассказал о других средствах пожаротушения, которые имеются на территории нашего детского сада – инструментах, расположенных на пожарном щите, их назначении и применении на практике.

3. Размещение в центре безопасности материала для обучения детей противопожарной безопасности (подборка иллюстраций, плакатов, художественной литературы, дидактических и настольных игр, игрушек).

3 этап – практический

(1,5 месяца)

1. Совершенствуют уровень уже имеющихся знаний о пожарной безопасности.

2. Уточняют знания о работе пожарных.

3. Обогащают игровой и практический опыт.

4. Приобретают навык общения с дежурным пожарной части в экстренной ситуации.

5. Обогащают словарный запас в соответствии с темой.

6. Отрабатывают определенный алгоритм действий, позволяющий закрепить знания и умения правильно вести себя в случае возникновения пожара на территории детского сада, сохраняя спокойствие.

1. Беседа в центре безопасности на тему «Почему может случиться пожар?». Постоянный друг нашего детского сада, инспектор по пожарной безопасности ЦентраСпасЮгория, побеседовала с детьми о том, из-за чего может случиться пожар, кто часто бывает виновен в возникновении пожара.

2. Продуктивная деятельность (коллективная аппликация). Изготовление условных знаков на тему «Чтобы не было пожара».

3. Беседа в центре безопасности на тему «Опасные предметы – источник пожара»

Закрепить знания о предметах в быту, которые могут стать источником пожара (электроприборы, газовая плита, спички), требующие осторожного обращения.

4. Продуктивная деятельность (рисование). Рисование пожарной машины.

5. Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Е. Хоринская «Спичка-невеличка», С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».

6. Продуктивная деятельность (лепка). «Пожарный»

7. Организация сюжетно-ролевых игр «Мы – пожарные», «Пожар в доме»

8. Обыгрывание игровых и проблемных ситуаций «В квартире много дыма, «Как вызвать пожарных, если случился пожар».

9. Проведение познавательной викторины «С огнем не играй, правила пожарные соблюдай!».

10. Учебная тренировочная эвакуация воспитанников и сотрудников ДОУ на случай возникновения пожара (согласно графику).

4 этап – презентационный

(2 дня)

  1. Через сценку и музыкальную композицию воспитанники стремятся донести до сверстников важность и сущность соблюдения правил пожарной безопасности, чтобы зрители задумались над необходимостью соблюдать осторожность при обращении с огнем.

2. Составление мини-альбомов детей и родителей (картинки, рисунки, рассказ ребенка) на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара» и презентация их в группе.

1. Подготовка участников агитбригады к выступлению. Выступление агитбригады по правилам пожарной безопасности.

2. Оформление выставки мини-альбомов на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара»

Работа с родителями:

Самое ценное для родителей – это их дети. Успехов в работе по обеспечению пожарной безопасности детей можно ожидать только тогда, когда не только педагоги заинтересованы в этом, но и если родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью, и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Родители должны понимать, что полученные знания в детском саду нужно закреплять дома.

Родители наших воспитанников стали активными участниками данного проекта: сопровождали детей на экскурсии в пожарную часть; читали детям художественную литературу, рекомендованную педагогами; просматривали вместе с детьми мультфильмы о правилах пожарной безопасности; закрепляли умения детей правильно пользоваться электробытовыми приборами; совместно с детьми изготавливали мини-альбомы на тему «Я знаю, как вести себя во время пожара»; на сайте ДОУ имели возможность посмотреть выступление агитбригад. Совместная деятельность всегда сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками по изучаемой теме. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В.А. Сухомлинский

Результаты проекта:

Работа по данному проекту позволила решить поставленные задачи. В результате выполнения проекта дети усвоили алгоритм поведения во время пожара, познакомились с первичными средствами пожаротушения, закрепили правила, которые позволяют предотвратить пожар.

В рамках данного проекта была проведена тематическая исследовательская работа «Почему пожарное ведро имеет форму конуса?», которая в дальнейшем была представлена одним из детей группы на районной конференции «Юный изыскатель» и заняла призовое место (Приложение 1).

Данная тема вдохновила не только детей, но и педагогов на создание танца под названием «Огонь и вода», автором которого является музыкальный руководитель нашего детского сада. Педагоги представили данный танец на районном фестивале-конкурсе «Вдохновение», завоевав приз зрительских симпатий. А девочки подготовительной к школе группы представили этот танец на ежегодном поселковом фестивале-конкурсе детского творчества «Серебряное копытце», завоевав 1 место.

Обучение дошкольников навыкам пожарной безопасности не должно ограничиваться выполнением только одного проекта. Это должно быть длительное, целенаправленное, систематическое воздействие на ребенка.

В зависимости от достигнутых результатов воспитание культуры пожарной безопасности дошкольников в условиях ДОУ предусматривает корректировку разработанных мероприятий на следующих этапах работы.

Перечень источников:

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2004.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.И., Кондрыкинская А.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников» — Просвещение, 2004г.
  3. О работе с детьми по предупреждению пожаров: Метод. пособие. — Кемерово, 2006.
  4. Павлова, О.В. Методические рекомендации по обучению с детьми правил пожарной безопасности в детских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях // О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2001.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М: 2008.
  6. Интернет-ресурсы
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год