Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СЦЕНАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ Исследовательская лаборатория «ОПАСНОЕ — БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»
Безопасность детям
Автор: Гугля Анастасия Сергеевна   
03.02.2025 11:39

СЦЕНАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ Исследовательская лаборатория «ОПАСНОЕ — БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»СЦЕНАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ Исследовательская лаборатория «ОПАСНОЕ — БЕЗОПАСНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Ордынский детский сад «Росинка»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Гугля Анастасия Сергеевна р.п. Ордынское Новосибирская обл. Декабрь 2024

Название культурной практики Исследовательская лаборатория, Возраст детей 5 — 6 лет

Тема (с указанием культурного (-ых) объекта (-ов)) «Опасное — безопасное электричество» — создание условий для совместной познавательно-исследовательской деятельности в процессе поиска ответов на вопросы детей об электричестве.

 

Задачи реализации Образовательные:

  • Расширять знания детей о физическом явлении – электричестве, как о полезном источнике для жизни человека.
  • Раскрыть понятие опасного (текущего) электричества и показать проявление неопасного (статического бытового) для людей действия электричества.

Развивающие:

  • Развивать стремление к самостоятельной поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Материалы и оборудование Практические материалы для проведения опытов по созданию статического электричества (пластмассовые палочки, ткань, бумажные бабочки, расчески, алюминиевая фольга, воздушные шарики, бумажное полотенце, овсяные хлопья), по возвращению работоспособности старых батареек (кастрюля с горячей водой, батарейка, часы). Рисунки с фиксацией опытов детьми.

Предварительная работа Беседы «Текущее и статическое электричество», «Источник питания – батарейка», «Безопасное обращение с электроприборами». Решение проблемных ситуаций «Где в доме живет электричество?». «Откуда берётся ток?», «Что делать, если отключили свет?», рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Можно — нельзя», «Что для чего», загадывание загадок, просмотр мультфильма «Уроки Тётушки Совы. Школа безопасности». Лампочка и разные предметы

Место проведения Групповое помещение

Ход реализации культурной практики Мотивацией к запуску культурной практики послужили детские вопросы о том, почему иногда при прикосновении людей друг к другу возникает ситуация, которую называют фразой «бьёт током». В результате исследовательской деятельности дети открыли новые знания об опасном и неопасном электричестве.

Мотивацией к презентации культурной практики послужило предложение рассказать гостям группы о том, что дети узнали по теме.

Воспитатель обращается к детям:

- Сегодня к нам пришли гости, чтобы послушать ваши рассказы о том, что вы знаете об электричестве.

Далее педагог привлекает внимание детей к сундучку:

- Нашу встречу я начну с загадки. Отгадайте, что спрятано в сундучке?

Они ходят, но стоят.

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять. (Часы)

Воспитатель принимает ответы детей. Если правильный ответ прозвучал, то предлагает ответить на вопрос:

- Почему вы решили, что это часы?

Если дети не называют отгадку, предлагает «разобрать» её по фразам и найти верный ответ. Затем достаёт из сундучка часы.

- Как вы думаете, по какой причине могут не работать электронные устройства – будильники, фонарики, некоторые игрушки?

Воспитатель принимает предположения детей, обобщает. В качестве одной из версий, если дети её не озвучат, можно дать подсказку:» Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она!»

- Да, может и батарейка сесть. Вот именно по этой причине я чуть не опоздала сегодня на работу — мои часы меня подвели, так как села батарейка и будильник не сработал.

Педагог достаёт из часов пальчиковые батарейки.

- Значит, зачем приборам нужны батарейки?

- Назовите, какие бывают батарейки? Чем они отличаются?

Воспитатель принимает ответы детей, предлагает найти ту или иную батарейку.

- Что нужно сделать, чтобы часы снова заработали?

- А если нет новой батарейки, как вы думаете, можно ли как-то попробовать оживить старую батарейку?

Воспитатель принимает ответы детей из их личного опыта.

- Я тоже знаю один способ. Положим нашу батарейку в горячую воду на некоторое время и посмотрим, какой будет результат.

Воспитатель кладет батарейку из часов в прочный полиэтиленовый пакет, опускает его в кастрюлю с горячей водой минут на 10 минут.

- А пока батарейка находится в горячей воде, предлагаю рассказать и показать гостям, что мы узнали об электричестве.

- Где мы можем обнаружить в группе электричество?

- Какие предметы работают от электричества?

- Как можно назвать все эти предметы одним общим словом?

- Для чего людям нужны электроприборы?

Педагог при необходимости обобщает:

- Электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно жить. Назовите главное правило пользования электроприборами для детей?

При необходимости воспитатель обобщает:

- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Предлагаю вам показать гостям, знакомую нам, интересную игру «Ток бежит по проводам».

Проводится игра. Дети представляют себя в роли маленьких электронов. Один из детей играет роль электростанции, которая вырабатывает электричество. Дети по очереди слегка сдавливать руку соседа — это идёт ток по проводам. В конце цепи стоит воспитатель около выключателя и включает свет. Воспитатель произносит:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Ток беги, беги, беги,

Никуда не уходи.

Далее продолжает:

- Вы сказали, что ток, живущий в розетках опасен. А в батарейках электричество опасное?

- Помните, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, при этом даже видны искры. Это тоже электричество?

- Как называется такое электричество? Он опасно для человека?

- Предлагаю на некоторое время стать учеными-исследователями, вспомнить правила поведения в лаборатории и показать гостям опыты, которые мы с вами делали.

Дети по самостоятельно нарисованным символам правил поведения в лаборатории озвучивают их. Воспитатель обращается к детям:

- Итак, каким образом можно получить неопасное электричество?

Дети показывают опыты и предлагают гостям их повторить, а затем делают выводы.

После воспитатель обращается к детям:

- Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Показывает лампочку:

- Эта лампочка необычная. Ей не нужен ток и батарейка. Перед вами на столе находятся разные предметы. Как вы думаете, с помощью чего можно зажечь эту лампочку?

Педагог принимает все варианты ответов детей.

- Какие разные у вас мнения. Предлагаю проверить. Подносите по очереди каждый предмет к лампочке.

Дети подносят предметы к лампочке (вода в ёмкости самая последняя) и проверяют свои предположения, делают выводы. Как только лампочка загорится от воды, воспитатель обращается к детям:

- От чего же работает эта лампочка?

- Где вам это может пригодиться в жизни?

Воспитатель предлагает всем детям по очереди зажечь лампочку от воды.

- И ещё один фокус. Педагог показывает, как лампочка может загореться просто от прикосновения к ладони. Озвучивается вывод:

- Тело человека является проводником электрического тока. А вот почему загорается эта лампочка от прикосновения к ладони, предлагаю вам узнать у своих родителей, а завтра в садике поделиться этой информацией. Договорились?

- А нам пора проверить, будет ли работать батарейка из часов, которую мы положили в горячую воду.

Педагог вставляет батарейку в часы. Дети делают вывод. Воспитатель дополняет:

- Только такого заряда хватит ненадолго, и батарейка в скором времени все равно придет в негодность. Что же тогда необходимо с ней сделать?

- Почему нужно поступать именно так?

- Я предлагаю вам после обеда нарисовать этот способ «оживления» батарейки, а вечером дома рассказать об этом родителям. Согласны?

Рефлексия деятельности Воспитатель обращается к детям:

- Что сегодня для вас было самым интересным?

- За что вы себя можете похвалить?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год