Роль проектной деятельности в формировании культуры безопасного поведения детей (из опыта работы) |
Безопасность детям | |
Автор: Родионова Антонина Николаевна Богатырева Светлана Ивановнавоспитатель | |
17.06.2025 09:25 | |
Основная цель в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста — это дать каждому ребенку основные понятия об опасных для жизни ситуациях, особенностях поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, уметь применить эти знания в жизни. Самое ценное – это здоровье и жизнь ребёнка. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.
Самым эффективным методом работы в данном направлении является проектная деятельность. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для детей. В основу — положена идея интеграции содержания образовательных блоков вокруг единой темы. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые замыслы. Кроме того, проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает нерешительным детям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником. У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Проектная деятельность по воспитанию культуры безопасного поведения предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также просвещение родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов в ходе реализации проекта способно привить детям устойчивые навыки безопасного поведения. Метод проекта способствует определить уровень знаний детей о правилах поведения, развитие умений обращения с опасными предметами, воспитывают потребность научиться находить правильные решения, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей. В ходе реализации проекта дети начинают понимать, что мир — разный, что есть в нём и добро, и зло и, что от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь, как выбраться из сложившихся обстоятельств, чтоб вернуться домой целым и невредимым. Наш проект по формированию безопасного поведения детей называется «Азбука безопасности». Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год. Мы считаем, что про безопасность нужно говорить постоянно, работу в данном направлении нельзя реализовать в короткие сроки. В ходе экскурсии в летний период по незнакомому маршруту, выяснилось, что дети затрудняются переходить проезжую часть в незнакомых местах, даже при наличии соответствующих знаков и разметки, не все дети знают правила поведения у водоема, правила общения с незнакомыми людьми. Вернувшись в детский сад, мы предложили детям просмотреть обучающий ролик, дети заинтересовались и стали просить новую информацию по этой теме, совместно с детьми мы решили подробно изучить материал. Проекты реализовались в 3 этапа I. Подготовительный. II. Основной этап. Работу разделили по блокам:
На третьем, заключительном этапе были подведены итоги реализации проекта. На этом этапе проходил конкурс семейных плакатов и рисунков на тему «Безопасность детей в наших руках», проводился познавательно-игровой конкурс «Знатоки правил безопасного поведения», где дети и родители состязались в своих знаниях. В группе оформлен «центр безопасности», который постоянно обновляется. Материал, представленный в центре, разнообразен: это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Каждому блоку посвящалась целая серия бесед, игровых тренингов, в режимные моменты включали: чтение художественной литературы, рисование по данной теме, Проведены ряд развлечений по безопасности жизнедеятельности детей. Оформлен стенд «Мы – за безопасность наших детей», в котором размещается информация для родителей по данной проблеме, советы, памятки, рекомендации. Использовали в своей работе местные условия и время года. Так осенью детей знакомили со съедобными и несъедобными грибами, знакомили детей с лекарственными и ядовитыми растениями, Домашним заданием было нарисовать вместе с родителями маршрут из дома в детский сад, о котором воспитанники подробно рассказали сверстникам и воспитателям. Регулярно проводились настольно-печатные, дидактические игры и упражнения по всем темам; Ежедневно на прогулке с детьми, а также на экскурсиях проводятся беседы по профилактике травматизма: обсуждаются правила поведения на игровых площадках, в песочнице, на горке. В ходе реализации проекта были проведены целевые прогулки к светофору, пешеходному переходу. Экскурсии по улицам поселка, на водоем проводились в разное время года. Путешествуя по улицам, проводились такие игры как, «О чём говорит светофор», «На прогулке» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными. «Тротуар и дети» Дидактическая задача: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее. В процессе работы мы широко использовали ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. С этой целью разработан цикл презентаций для занятий с детьми: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения». С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу формирования безопасного поведения детей привлекали родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:
Понимая значимость для ребенка авторитета родителей, мы старались регулярно знакомить родителей с информацией по ознакомлениюдетей правилами безопасного поведения. Благодаря целенаправленной работе наши воспитанники приобрели большой багаж знаний по правилам дорожного движения, знают свой домашний адрес, как вести себя с незнакомыми людьми, телефон экстренного вызова, а главное дети смогут всегда оказать помощь пострадавшим. Очень важно и то, что у детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, доброта, желание прийти на помощь. Таким образом, проектная деятельность является эффективным методом формирования навыков безопасного поведения у дошкольников. Она позволяет ребёнку получить практический опыт, развить мышление и творческие способности, а также научиться применять полученные знания в различных ситуациях. Практика работы по данному направлению показывает, что использование метода проектов в работе по формированию у дошкольников культуры безопасного поведения приводит к устойчивым положительным результатам. Воспитатели МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка Родионова А.Н. Богатырева С.И.
|