Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Познание
Автор: Морозова Евгения Александровна   
17.08.2015 20:05

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольниковОрганизация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Составила воспитатель группы №9 Морозова Е.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира

Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности

Скачать презентацию

Цель:

  • Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи:

  • Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)
  • Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)
  • Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
  • Формирование способов познания путем сенсорного анализа
  • Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
  • Классификация детского экспериментирования
  • Особенности организации детского экспериментирования
  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки) в подготовительной группе

Оборудование для экспериментов

  • технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.

Организация исследования.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Методы и приемы

Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».

Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».

Экспериментальные игры.

Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

Наблюдение природных явлений.

Использование энциклопедий.

Варианты фиксации результатов

для Поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами

Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Неизвестное где-то рядом»; «Интересные спички», «Откуда берется ветер», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

Литература в помощь Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год