Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно – исследовательский проект «Кристальное чудо»
Познание
Автор: Фарафонова Татьяна Юрьевна   
09.09.2015 22:12

Познавательно – исследовательский проект «Кристальное чудо»Познавательно – исследовательский проект «Кристальное чудо»

автор: Фарафонова Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 32 г. Выборга"

Тип проекта: Краткосрочный исследовательский

Продолжительность: 4 недели

Участники: Воспитатель и воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Цель работы: Узнать, что такое кристаллы, научиться выращивать кристаллы в домашних условиях.

Скачать конспект

Задачи исследования:

  • изучить и систематизировать литературу по теме проекта;
  • познакомиться со способами выращивания кристаллов;
  • освоить методику выращивания кристаллических тел;
  • провести наблюдения за процессом кристаллизации.

Гипотезы:

Кристалл – это лёд; похож на снежинку.
Это камень. Он всегда есть в земле.
Самим его сделать нельзя.

Методы исследования:

Наблюдение, эксперимент, бесед

Материалы для проведения экспериментов:

  • халаты;
  • баночки, колбочки;
  • лупы;
  • микроскопы;
  • шерстяные нитки;
  • ложки;
  • свечка;
  • вещества для исследования (соль, морская и цветная соль);
  • вода (горячая и холодная);
  • чашки;
  • смесь для выращивания кристаллов (родители купили в магазине)
  • разный природный не природный материал.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

  1. Подбор и изучение воспитателем материала о кристаллах и соли: энциклопедии, Интернет-ресурсы, вопросы к взрослым, иллюстрации, медиа материалы.
  2. Опросы взрослых – «Что такое кристаллы?»; «Откуда они берутся?».
  3. этап. Опытно – экспериментальный.

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Во время организации утреннего приема в детском саду, дети спросили у воспитателя «Почему дворник посыпает снег солью? Почему он тает после этого». Мы уже знали, что соль имеет вкус, имеет цвет, не имеет запаха. Я сказала детям, что соль не топит снег, а разрушает кристаллы, из которых соль состоит. Эта информация очень заинтересовала детей. Дети стали задавать вопросы, что такое кристаллы, как они образуются, где находятся?

Так и родилась тема исследования: «Кристаллы соли»

Кристалл — это твердое состояние вещества. В природе существует множество кристаллов, некоторые бывают очень необычные и завораживающие. Восхищают своей формой и цветом (фотоальбом 1 «Кристальное чудо»).

Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы. Обычная соль – это тоже кристаллы.

Опыт 1. «Соль и снег» (фото1, 1.1.)

Посыпали часть доски со снегом солью и через некоторое время увидели, что там, где снег посыпали солью, снег стал таять, если посмотреть на этот процесс под лупой, можно увидеть, что снег «рушится» — ломаются и исчезают снежинки.

Вывод: соль разрушает кристаллы снега, снег тает.

Опыт 2. «Соль на ощупь»

Мы взяли мелкую «Экстра», крупную «Поваренная», морскую соль и проверили на ощупь.

Вывод: соль на ощупь разная (мелкие и крупные кристаллы).

Опыт 3. «Растворимость соли» (фото 2.1, 2.2, 2.3)

Взяли стакан с теплой водой и стакан с холодной водой. Одну чайную ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую – в стакан с холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее.

По столовой ложке соли положили в стаканы с теплой и холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяются быстрее. Таким образом, дети сделали вывод:

- в теплой воде кристаллы соли растворяются быстрее, чем в холодной.

- кристаллы имеют свойство растворяться и получаются из этого

растворы.

Вывод: кристаллы растворяются по- разному. Например: В холодной воде кристаллы соли растворяются медленнее, а в горячей быстрее.

Опыт 4. «Выпаривание соли» (фото 3.1, 3.2)

Мы растворили поваренную соль и соль «Экстра» в воде. Налили соляной раствор в ложки. Поместили ложки над свечкой (делает воспитатель) и нагревали до тех пор, пока вся вода не испарилась, на дне ложек осталась сухая соль в виде кристаллов.

Вывод: при нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне и стенках ложки.

Опыт 5. «Рассматривание кристаллов соли через лупу и микроскоп» (фото 4.1, 4. 2)

Рассмотрев через лупу и микроскоп кристаллики поваренной соли, мы увидели, что у них ровные, будто срезанные грани. Кристаллы соли похожи на кирпичики. Цвет прозрачно-белый.

Вывод: Каждая крупинка соли — это правильный кубик, с гладкими гранями.

Опыт 6. «Выращивание кристаллов» (фото 5.1 – 5.6)

С помощью набора, который нам купили родители, мы смогли вырастить голубой и белый кристаллы.

Вывод: кристаллы можно вырастить самим из специального раствора.

Но вырастить кристаллы из специальных растворов можно только со взрослыми, т.к. растворы могут быть небезопасны. Если соль – это тоже кристаллы, можно ли из солевого раствора вырастить кристаллы нам самим?

Опыт 7. «Выращивание кристаллов из соленого раствора на разных предметах» (фото 6.1- 6.3)

Мы поместили разные предметы (камень, железное кольцо, пластмассовую ёлочку, пластмассовый обруч, кнопку) в соляной раствор и через две недели у нас выросли очень красивые кристаллы.

Выводы: при испарении солевого раствора на предметах остаются кристаллы соли. Они бывают разного размера и разной формы.

Опыт 8. «Солёное тесто» (фото 7.1-7. 4)

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины, излучающие тепло рук мастера и домашний уют.

Для теста мы специально взяли крупную соль, чтобы были видны кристаллики соли. Мы с детьми пришли к выводу, что поделки из солёного теста не трескаются и хранятся долго., т.к. кристаллы соли помогают держать форму и делают изделие крепким;

Таким образом, мы узнали:

  • Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней;
  • Соль разрушает кристаллы снега, снег тает;
  • Соль на ощупь разная (крупная, мелкая);
  • При нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне нагреваемого предмета.
  • Соль это тоже кристаллы;
  • Кристаллы бывают разной формы и разного размера, разных цветов, в большинстве своём прозрачны;
  • Кристаллы окружают нас повсюду;
  • Кристаллы можно вырастить самим;
  • Кристаллы растворяются по-разному (зависит от температуры жидкости).
  • Поделки из солёного теста не трескаются и хранятся долго, т.к. кристаллы соли помогают держать форму и делают изделие крепким;

Взаимодействие с родителями

Наши родители тоже увлеклись проектом. Они помогали нам искать информацию и кристаллах и о соли. С их помощью мы создали три сборника:

  • «Сказки о кристаллах»;
  • «Такая разная соль»;
  • «Волшебный мир кристаллов» (фото «Книги»).

И выпустили газету «Где используются кристаллы» (фото «Газета»)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год