Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
Познание
Автор: Кашапова Елена Михайловна   
22.10.2015 13:00

Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельностиРазвитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, что способствует познавательной компетенции детей.

Работая с детьми, я заметила их повышенный интерес к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам. Так, проделанные вместе со мною опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в уголке экспериментирования или природном уголке.

 

Скачать проект

Опыты сопровождаются у детей проговариванием или выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от меня и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Учитывая все это, я поставила перед собой цель: Создать научно-методическую базу по опытно-исследовательской деятельности дошкольников.

Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по исследуемой проблеме.
  2. Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской работе дошкольников.
  3. Пополнить развивающую среду группы материалом для экспериментирования; создать в группе мини-лабораторию.
  4. Разработать диагностику овладения знаниями и умениями детей в экспериментальной деятельности.

Вся работа по решению поставленных задач была распланирована на этапы и рассчитана на два учебных года.

Работа началась с изучения литературы и опытов других образовательных учреждений по данному вопросу. Источниками послужили методическая литература, периодические издания и Интернет.

Далее вся полученная информация была обобщена и систематизирована. Таким образом были оформлены картотеки опытов и экспериментов на все возрастные группы; конспекты занятий, наблюдений, консультаций для родителей.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений (вашему вниманию предлагается инструментарий для исследования свойств воздуха).

В этом помогли родители моих воспитанников. Для разъяснения актуальности проблемы я провела с ними несколько консультаций, а также выступила на родительском собрании с просьбой о помощи в создании в группе условий для экспериментирования. Таким образом родители приняли активное участие в обогащении предметно-развивающей среды: благодаря им в нашей группе появился собственный микроскоп, спиртовки, колбы, мензурки, весы, лупы, кое-какие химические реактивные вещества.

В результате в группе были созданы уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал для исследований, а также мини-лаборатория, где дети работают уже под моим руководством.

В целях повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации детского экспериментирования во всех возрастных группах им были предложены вышеизложенные материалы для ознакомления и изучения, а также организовано мое выступление на семинаре-практикуме «Естественно-научные представления дошкольников» в рамках ДОУ.

При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования передо мной возникла проблема диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы.

Выбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования, выделение его структурных компонентов и тех характеристик, которые определяются как «ряд навыков деятельности»

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему
  • принимать и ставить цель
  • решать проблемы: анализировать объект, выделять существенные связи и признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

При оценке сформированности этих умений у детей интересны не только количественные, но и качественные показатели. При этом важно отследить их устойчивое позитивное развитие. Поэтому передо мной закономерно встал вопрос: какие же показатели являются важными и какими должны быть оценочные параметры?

Во-первых, известно, что любая деятельность зависти от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности.

Во-вторых, важным становится не только результат, но и процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае можно выделить такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, также одним из показателей являются рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения.

Наиболее подходящей данным требованиям оказалась диагностика, разработанная Л.И. Прохоровой и Л.Н. Менщиковой. На ее основе были разработаны таблицы диагностики знаний и умений детей средней, старшей и подготовительной групп.

Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей необходимо поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек» и направлять их активную двигательную деятельность. Этим самым мы поспособствуем познавательному развитию детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год