Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
Познание
Автор: Береснева Ирина Степановна   
16.04.2017 17:08

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Цель: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение. Вовлечь родителей в образовательную деятельность.

Задачи:

воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес узнать новое о свойствах и качествах потребность в получении информации о соли и соблюдение правил поведения при проведении опытов с солью;
  • формировать навыки безопасного поведения при проведении опытов

развивающие:

  • развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, умение делать выводы;

обучающие:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, научить использовать соль как средство для творчества.

Ход занятия:

-Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые!

1. –Дети, посмотрите, как много сегодня у нас гостей. А гостям мы всегда рады. Особенно нам нравится, что сегодня пришли наши мамы. А они пришли к нам не с пустыми руками, а с чем как вы думаете?

-С угощениями (дети).

-Чем же мамы сегодня решили нас порадовать? (Обращается к мамам). Проходите, пожалуйста, ОНИ УЖЕ ЗДЕСЬ к нам и покажите детям, что вы принесли (Воспитатель представляет мам).

-Это мама Вани, Ольга Евгеньевна (О. Е. достаёт из подарочного пакета квашеную капусту в банке).

-Это мама Эли, Екатерина Николаевна (Е. Н. достаёт из подарочного пакета пачку майонеза).

-Это мама Славы, Вероника Сергеевна (В. С. достаёт из подарочного пакета банку с солёными огурцами).

-Какие интереные продукты вы принесли. А зачем? Я думаю, что все эти продукты объединяет какой-то один предмет, а вернее сказать какое-то одно вещество. Можете ли вы, ребята, догадаться, что объединяет все эти продукты? (Ответы детей). Я вам помогу, потому что я тоже пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла вещество, которое объединяет все эти продукты. (Показывает свой пакет). Что находится в моём пакете, вы узнаете, если отгадаете загадку.

На столе стоит всегда,
Внешне белая она.
И на вкус невкусна,
Но в пищу каждому нужна.

-Что же это? (Соль!) Достаёт из пакета пачку соли.

-Оказывается, соль нужна всем этим продуктам, во всех этих продуктах она присутствует. Для чего нужно ложить соль в огурцы и капусту? (чтобы долго хранились и не портились). Майонез делают на заводе, и в него тоже добавляют соль.

-Откуда появились эти продукты? (огурцы и капуста выросли на огороде, а майонез сделали люди на молочном заводе)

2. Ребята, как вы думаете, откуда берётся сама соль? Что это такое «соль»? Хотите узнать? Тогда садитесь на стульчики, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на стульчики перед экраном).

-Ребята, к нам в гости пришла поваренная соль (выхолит мама О.Е. в капюшоне с подносом в руках, показывает детям поваренную соль).

-Почему эта соль так называется – поваренная? (ответы детей)

-Правильно, эту соль используют при варке еды, при приготовлении пищи.

-Ребята, добывают поваренную соль из соляного озера. В России много соляных озёр. Самое брольшое озеро – Баскунчак. На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в озере очень солёная.

-Раньше, давно-давно, соль добывали вручную. Рабочие голыми ногами стояли в воде и черпали соль лопатами. Солёная вода разъедала кожу, это было очень больно. Соль в то время была очень дорогая, её берегли, экономили. За соль, как за деньги, можно было купить что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом.

- «Хлеб-соль» — так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль – это символ дружбы, а беречь хлеб и соль, значит, дружить. Отсюда и народная примета – рассыпал соль – к ссоре.

-В наше время соль добывают с помощью соледобывающего комбайна.

-Ребята, к нам в гости пришла каменная соль (выхолит мама Е.Н. в капюшоне с подносом в руках, показывает детям каменную соль)

-Почему соль называется каменая? Как вы думаете? (ответы детей)

-Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Соль залегает толстыми слоями. Это каменная соль. Она напоминает кусок льда, камень, который от удара раскалывается на маленькие кристаллы. Каменная соль залегает, иногда, очень глубоко в земле, а иногда, у самой поверхности земли. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов.

-Ребята, к нам в гости пришла морская соль (выхолит мама В.С. в капюшоне с подносом в руках, показывает детям морскую соль)

-Почему соль называется морская? Как вы думаете? (Ответы детей)

-Ребята, морская соль добывается медленным выпариванием чистой морской воды под жарким солнцем. Вода испаряется, а соль остаётся.

-Вот сколько нового мы узнали про соль. Откуда же она берётся, откуда её добывают? (Из соляного озера, земли, чистой морской воды)

-Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека, нужна ли она ему? (ответы детей)

-Давайте вспомним, где используется поваренная соль? (Ответы детей: когда готовят пищу, при засолке овощей и т.д.)

-Где используют морскую соль? (Ответы детей: в медицине – при полоскании горла, промывании носа при насморке; в косметологии – в составе скрабов очищают кожу, чтобы она была гладкая, делают массаж головы, чтобы лучше росли волосы)

-Где используют каменную соль? (Ответы детей: посыпают дорожки при гололёде; в химической промышленности при изготовлении мыла, соды, стекла)

3. Физкультминутка

-Ребята, я приглашаю вас на прогулку к реке. (Звучит музыка)

Соли в речку брошу я, идут шеренгой
Море выйдет у меня. показывают «круг»
Чайки в небе закричат, «летают»
Черепахи зашуршат. «ползают»

И весёлые дельфины
Из воды покажут спины. «плавают»
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит. «руки вверх»

Соли в речку брошу я, идут шеренгой
Выйдет море у меня. показывают «круг»
Только где бы по пути
Столько соли мне найти? разводят руками

4. (Педагог подводит детей к столам)

-Ребята, куда же мы пришли? Мы пришли в лабораторию. А что делают в лаборатории? (ответы детей). Правильно, в лаборатории учёные проводят эксперименты и опыты. В нашей лаборатории мы будем исследовать свойства соли. Для того, чтобы правильно проводить опыты, нужно внимательно слушать и соблюдать правила при работе с солью. Как вы думаете, какие это правила? (Дети называют, педагог добавляет и обобщает: нельзя после соли трогать руками глаза; не толкать соседа во время работы; работать аккуратно, чтобы не просыпать соль, потому что есть такая примета: если соль просыпаем, то можем поссориться.)

-Для исследования свойств соли нам понадобятся стаканы с кипячёной водой, ложки, тарелки с солью, пипетки, лупы.

Кстати, где мы может взять соль? Купить в магазине или аптеке

Опыты:

1). Определите, есть ли у соли запах? (дети нюхают соль и отвечают)

2). Возьмите ложку и положите соль в пустую тарелку. Что мы сделали –налили или насыпали? (насыпали) Значит, соль какая? (рассыпчатая, сыпучая)

3) Рассмотрите соль через лупу. Что увидели? (Прозрачные кристаллы, кубики. А когда их много, то они кажутся белого цвета.)

4). Наберите в пипетку воды и капните в соль. Что произошло с водой? (Вода впиталась в соль.) Почему? (Воды мало, а соли много.)

5). В стакан с водой положите ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? (Она растворилась).

-Отгадайте загадку: «В воде родится, а воды боится?» (Соль)

-Ребята, изменился ли цвет воды? (ответы детей)

-А какой стал вкус у воды? Как вы думаете? (пробуют с ложки воду и отвечают)

Вывод: Соль – кристаллический порошок белого цвета. Она твёрдая, сыпучая, не имеет запаха, растворяется в воде и вода становится солёной.

5. -Ребята, какой праздник скоро наступит? (Новый год)

-А в Новый год всегда происходит какое-то волшебство. Сегодня наша гостья-соль поможет нам с вами совершить волшебство. Я предлагаю, ребята, превратить нашу лабораторию в творческую мастерскую.

(Дети готовят своё рабочее место: уносят стаканы, пипетки, лупы, оставляют на столе соль и ложку. Приносят подносы, на котором лежит лист картона с силуэтом снежинки и клей.)

Дети вместе с мамами делают снежинки из соли: 1) промазывают клеем силуэт снежинки; 2) посыпают солью; 3) считают хором до десяти; 4) стряхивают лишнюю соль на поднос.

-Какие чудесные получились снежинки! Можно из них сделать гирлянду или повесить на ёлку. (Дети вешают свои снежинки на заранее приготовленную нитку и получается гирлянда.) Скоро наступит Новый год и будет много подарков.

-Ребята, я тоже хочу сделать вам подарок. (Педагог показывает берестяную коробочку с солью.) Пусть эта коробочка с солью хранится в вашей группе. Береги её, не рассыпайте и у вас всегда будет мир и дружба.

-Большое спасибо мамам за участие и помощь. Всего доброго!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год