Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Познание
Автор: Апичина Елена Викторовна   
23.07.2018 12:01

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Ребёнок дошкольного возраста по своей природе исследователь, который настроен на познание окружающего мира (наблюдает, изучает, познает, экспериментирует с разными предметами, делает выводы). Экспериментирование для дошкольника — главный источник приобретения знаний.

Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности [2].

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка [1].

 

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. [1]

Детское экспериментирование определенным образом воздействует на процесс познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и предполагает осуществление действий для проверки каких-то гипотез или предположений. Дошкольники в ходе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников учатся экспериментированию, самостоятельно анализируют полученные в процессе опыта результаты, учатся подробно рассказывать об увиденном в ходе эксперимента формулируют выводы. В процессе детского эксперимента идет планомерное развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [1].

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму [3].

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов [3].

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств [3].

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Детское экспериментирование как метод развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников выполняет следующее:

  1. У детей формируются первичные представления о разных объектах экспериментирования.
  2. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, проводить эксперименты и делать выводы.
  3. У детей формируются умственные или интеллектуальные умения.
  4. Осуществляется процесс становления самостоятельных навыков в процессе экспериментирования у детей.

Список литературы

  1. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 939-942.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27. 10. 2014 N 1351 (ред. от 25. 03. 2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44. 02. 01 Дошкольное образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 24. 11. 2014 N 34898)) [Электронный ресурс] /
  3. Яровенко Е. А. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс] /
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год