Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Исследовательский проект «Каменная сказка»
Познание
Автор: Круглова Татьяна Михайловна   
07.10.2018 20:56

Исследовательский проект «Каменная сказка»Исследовательский проект «Каменная сказка»

Автор:

Смольяков Кирилл Старшая группа МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»

Руководитель:

Круглова Татьяна Михайловна Воспитатель дошкольных групп МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г. Ф. Атякшева» (дошкольные группы) Старшая группа № 4

Аннотация

Цель моей работы: изучение разнообразия мира камней и минералов.

В процессе исследования я выбрал следующие методы и приемы: сбор информации, просмотр передач, наблюдение, опыты.

 

Скачать конспект

Я пришел к выводам:

  1. из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
  2. известно около 3500 видов минералов;
  3. процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
  4. минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
  5. искать минералы для коллекции можно везде!

Конечным результатом работы стала собранная коллекция камней и минералов, а так же занимательный опыт по выращиванию камней в домашних условиях.

Оглавление

План исследований. Стр. 3

Описание работы. Стр. 5

Библиографический список. Стр. 9

Приложение

«Каменная сказка»

Смольяков Кирилл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г. Ф. Атякшева» (дошкольные группы)

Старшая группа № 4

План исследований

Актуальность: Я выбрал эту тему потому, что я коллекционирую камни уже 3 года, мне очень интересно открывать свойства камней и минералов. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Когда я рассматриваю камни, как будто отправляюсь в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу.

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям и можно ли вырастить камень самостоятельно?

Цель исследования: изучение разнообразия мира камней и минералов.

Гипотезы:

Предположение 1: Допустим, что форма кристалла напрямую зависит от внутреннего строения.

Предположение 2: Если кристаллы существуют в природе, то о них есть упоминание литературе.

В моей работе применялись следующие методы исследования: изучение литературы и интернет — информации, наблюдение, просмотр документальных фильмов.

План исследования:

  1. Найти материал, рассказывающий об камнях и минералах, просмотр научных познавательных передач.
  2. Спросить у взрослых и детей, что они знают о камнях и минералах и что такое камень?
  3. Провести опыты по выращиванию минералов в домашних условиях.
  4. Познакомить со своей коллекцией и результатами опыта по выращиванию минерала детей старшей группы.

Предполагаемый результат:

  1. Я выясню, что такое камень.
  2. Я узнаю, что такое минерал и когда он появился.
  3. Я узнаю о том какие есть полезные камни.
  4. Научусь самостоятельно выращивать минералы, и смогу научить своих друзей.

«Каменная сказка»

Смольяков Кирилл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г. Ф. Атякшева» (дошкольные группы)

Старшая группа № 4

Описание работы

Я выбрал эту тему потому, что я коллекционирую камни уже 3 года, мне очень интересно открывать свойства камней и минералов. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Когда я рассматриваю камни, как будто отправляюсь в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу.

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям и можно ли вырастить камень самостоятельно?

Что такое камень?

С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части – земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории[1].

Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве. Самые распространённые виды минералов и горных пород в виде строительных и отделочных камней:

  • Гранит – природный камень магматического происхождения, который состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд. Цветовая гамма: серый, красный, бордово-красный, красно-розовый, розовый, коричнево-красный, серо-зеленый, черно-зеленый с крупными светлыми вкраплениями. Одна из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала.
  • Известняк – природный камень осадочного происхождения, белого цвета, состоящий из карбоната кальция (кальцита).
  • Мрамор является самым популярным и элитным камнем среди натуральных камней.
  • Кварцито-песчаник – натуральный камень, монолит осадочного происхождения, породообразующим минералом которого является кварц. Цветовая гамма: желтые, бежевые, серые природные оттенки с ярко выраженным рисунком.
  • Песчаник – природный камень осадочного происхождения, состоящий в основном из частиц кварца. Цветовая гамма: желтые, желто-коричневые, серые, серо-зеленые природные оттенки.
  • Кварцит – природный камень, который относится к метаморфическим горным породам, состоящим в основном из кварца и слюды. Цветовая гамма: серо-зелёные и желто-коричневые природные оттенки, с серебристыми вкраплениями слюды.
  • Сланец – обобщённое название различных горных пород с параллельной слоистостью и способностью расщепляться на отдельные пластины; природный камень темно-зелёного, серого, коричневого, жёлтого, красного и др. оттенков.
  • Порфир – природный камень, который относится к мелкокристаллической магматической горной породе с крупными включениями кристаллов кварца. Цветовая гамма: темно-красные, коричневые природные оттенки, с черными вкраплениями.
  • Доломит – природный камень осадочного происхождения, состоящий целиком из минерала доломита. Цветовая гамма: розовые, желтые природные оттенки.
  • Оникс является декоративно-поделочным камнем. У этого камня необычная расцветка, красивые и тонкие полоски придают ему необычную красоту.

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов, мостов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень может стать украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов.

В современном строительстве чаще всего натуральные камни используют при внешней и внутренней облицовке зданий. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои.

Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство. Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу[4].

Вывод. Я выяснил, что камень это природный материал и горная пород. Самые распространённые виды минералов и горны пород в виде строительных и отделочных камней.

Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Камень используется во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

История возникновения минералов

Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли.

Современное определение звучит так: минерал – это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение

То есть минералы – это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже в лупу или микроскоп. само понятие «минерал» возникло относительно недавно.

Ежегодно открывается 40-60 новых минералов.

Полезные камни

Каменный уголь. Каменный уголь – это осадочная порода, которая образуется в результате разложения остатков растительности (папоротников, хвощей, семенных растений). Основными видами угля по классификации являются: уголь антрацит, бурый уголь, каменный уголь. Добыча угля ведётся открытым (карьерным) и закрытым (шахтным) способом. Уголь применяется для отопительных, энегретических, сельскохозяйственных (в виде удобрений) и других отраслях промышленности.

Мел. Кто из нас не знает мела? Минеральный мел – свидетель эпох, миновавших десятки миллионов лет назад. Останки существ (малюсков), скопившиеся в донных отложениях многометровыми пластами, и превратились, в хорошо нам знакомый, мел.

Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов.

Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.

Аметист – снимает головную боль, бессонницу

Сердолик – укрепляет зубы

Янтарь – стимулирует нервную систему

Природа насчитывает огромное количество цветных, полудрагоценных и драгоценных камней, приблизительно около 160 видов, которые привлекали к себе людей магическими свойствами, лечебными воздействиями и красотой камней.

Как вырастить минерал дома?

Я очень долгое время собирал свою коллекцию камней и минералов, но потом задумался, а можно ли вырастить их самостоятельно?

И вот, что у меня получилось.

Практическая часть

Опыт № 1 «Выращивание кристалла поваренной соли»

Цель: Вырастить кристалл поваренной соли на шерстяной нитке

Оборудование: соль, банка, ложка, шерстяная нить.

Описание опыта: нагреть воду, сделать крепкий раствор соли (размешивая добавлять соль до тех пор, пока соль не перестанет растворяться, такой раствор называется, «насыщенный»). Опустить нитку, зафиксировать и поставить остывать при комнатной температуре. При этом учитывать, чтобы раствор не находился на сквозняке и не было прямых солнечных лучей.

Вывод: на нити выросли маленькие кристаллы соли, рост кристаллов происходит очень медленно. За то в результате опыта я увидел, кристалл поваренной соли имеет кубическую форму. (Приложение рис. 1)

Опыт № 2 «Выращивание кристалла из медного купороса» (Приложение рис. 2)

Цель: вырастить кристалл из медного купороса на ниточке с «затравкой» на конце. ( «Затравка» — маленький кристаллик медного купороса, на котором предстоит расти будущему экспонату)

Оборудование: медный купорос, банка, ложка, нить, кусочек ткани для фильтрования, стеклянная воронка.

Описание опыта: Для того чтобы вырастить кристалл медного купороса на кончике нитки, необходимо сделать «затравку».

Для затравки: Нагреть воду, сделать насыщенный раствор медного купороса. Для того чтобы избавиться от дополнительных примесей, процедить раствор и оставить на сутки. При этом что бы раствор не находился на сквозняке и не было прямых солнечных лучей.

Через сутки на дне банки образуется, так называемая «затравка», мелкие крупинки медного купороса. (Приложение рис. 5)

Выбрали два кусочка медного купороса, один отдельный ровный, а второй состоящий из нескольких кусочков. Подвешиваем их на нитях в насыщенный раствор медного купороса, фиксируем и ждем… Еженедельно добавляем насыщенный раствор медного купороса.

Вывод: за сутки в банке с раствором медного купороса образуются мелкие кристаллики, насыщенного синего цвета. За неделю размеры кристаллов значительно увеличиваются.

Опыт №3 «Выращивание цинкового ежика» (Приложение рис. 3)

Цель: вырастить кристалл из цинка

Оборудование: гранулы цинка, мерный стакан, стеклянная палочка, чашка петри, уксус, вода.

Описание опыта: В мерный стакан налить уксусную кислоту, добавить воду (комнатной температуры), добавить 3 грамма хлорида олова, перемешать и вылить раствор в чашку петри, добавить гранулы цинка.

Вывод: цинковые ежики начинают расти прямо на глазах, но только долго они не живут, иглы у ежа очень хрупкие и скоро ин начнет погибать.

Заключение

Проведя свое исследование, я установил, что:

из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;

известно около 3500 видов минералов;

процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;

единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;

минералы широко применяются в строительстве и промышленности;

искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.

Мне очень интересны минералы и камни и я буду продолжать собирать коллекцию минералов.

Библиографический список

  1. Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО «Мир книги», 2004.
  2. Кленов А.С. Малышам о минералах. — М.: «Педагогика-Пресс», 1996.
  3. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: РОСМЕН, 1997.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт. -сост. В.А. Маркин. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  5. Минералы. Сокровища Земли. – ООО «Де Агостини», 2009.
  6. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

Интернет – ресурсы:

Приложение к учебно-исследовательской работе

Рисунок 1 Кристаллы поваренной соли

Рисунок 2 Затравка медного купороса

Рисунок 3 Выращивание цинкового ежика

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год