Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Открытое занятие по познанию в старшей группе «Путешествие по Дагестану»
Познание
Автор: Муслимова Айбениз Ниязетдиновна   
09.02.2020 02:38

Открытое занятие по познанию в старшей группе «Путешествие по Дагестану»Открытое занятие по познанию в старшей группе «Путешествие по Дагестану»

Воспитатель: Муслимова А.Н. 2019 год. 

Конспект ООД в старшей группе по теме: «Путешествие по Дагестану»

Познавательное развитие.

Региональный компонент.

Путешествие по Дагестану.

Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.

Воспитывать любовь к родному краю.

 

Скачать конспект

Знакомство нетрадиционной формой рисования; рисование на фольге.

Задачи:

Обучающие — обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.

Развивающие — развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.

Воспитательные — воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.

Материал: карта Дагестана,», изделия из глины, ковровый мини-станок, изделия Кубачи и Унцукуля, муз. сопровождение.

Интеграция образовательных областей:

Социально –коммуникативное; художественно-эстетическое; физическое; речевое развитие

Воспитатель:

1. Приветствие.

Выхожу из дома я,здравствуй улица моя.

Отвечаю солнцу я,отвечаю травам я.

Отвечаю ветру я.

Здравствуй Родина моя.

Стук в дверь –это почтальон принеспосылку, интересно от кого. Давайте откроем посмотрим, что там. Здравствуйте дети д/с «Чебурашка, пишут Вам дети д/сада «Золушка». Мы недавно были в путешествии по Дагестану, нам очень понравилось и мы советуем Вам тоже путешествовать по родному краю, а поможет вам наш подарок. Дети-это карта Дагестана.

Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?

Дети:

- В селении Балхар..

Воспитатель:

- Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?

Дети:

- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.

(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)

Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?

Из горного села Унцукуль.

Дети, вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?

- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.

Воспитатель:

- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера. — Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения.

ДЕТи-Да.

Ребята на чем можно отправиться путешествовать.

Дети-на машине, наавтобусе, на воздушном шаре.

в/ль: А я предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре.

Занимаем свои места на воздушном шаре.

Так соблюдаем технику безопасности. Не наклоняемся за борта, не толкаемся.

Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.

К ним добраться нелегко.

Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги (прыжки на ногах)

Под еловыми кустами (приставным шагом)

Вот и горы впереди-

Выходи и погляди.

Воспитатель:.

1- ая остановка:

Воспитатель:

Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.

(Детям показывается выставка ковров, оформленная в зале.)

Экскурсовод:

Салам алейкум дорогие гости.

- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры?

В/ль:

Да ребята дети тоже старались ткать ковры, и мы сейчас понаблюдаем за работой маленькой ковровщицы.

Сценка» Маленькая ковровщица»

В/ль:

А как изготавливают ковры расскажет нам Арзу.

Ребенок:

- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.

В/ль:

- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?

Ребенок:

  • Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро-зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.

В/ль.

В горах Дагестана всегда дуют ветры, вот беда ветер унес узоры от ковра. А давайте ребята мы с вами вернем узоры на свои места.

Д/игра.» Собери узор»

В/ль:

- Для чего служат ковровые изделия?

Ребенок:

- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.

В/ль:

Наша экскурсия в музее ковров подошла к концу, а путешествие продолжается и следующая остановка с. Балхар.

Ведущий:

- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на воздушный шар» и полетим.

Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.

К ним добраться нелегко.

Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги (прыжки на ногах)

Под еловыми кустами (приставным шагом)

Вот и горы впереди-

Выходи и погляди.

2-ая остановка:

Вот мы в ауле Балхар. (Звучит песня «В ауле Балхар», музыка Ш.Чалаева)

Экскурсовод:

(Девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:

  • Балхарские девушки лепят кувшин

Украсив узором затейливым их.

И желтая глина, и белая глина

Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)

В/ль:

Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?

Ребенок:

- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.

Ребенок:

- Балхарей сказал:

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг –

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно из кувшина

С доброй горскою бузой.

Ребенок:

- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.

В/ль.

В Балхаре дети любят не только любят играть игрушками а еще любят ходит детс. сад. Давайте поиграем в игру» Есть ауле д/сад»

  • Есть в ауле детский сад, этот сад ходил Марат

Был он ниже всех ребят, так в ауле говорят, рос чеснок и рос Марат, Стал он выше всех ребят

И теперь ему мала говорят Махачкала.

В/ль.

А какие бывают кувшины.

Ребенок:

- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.

В/ль. — Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.

Ребенок:

- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий.

В/ль: Наша экскурсия по Балхару подошла к концу, но путешествие продолжается

  • Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.

К ним добраться нелегко.

Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги (прыжки на ногах)

Под еловыми кустами (приставным шагом)

Вот и горы впереди-

Выходи и погляди.

- Высоко в горах расположился аул златокузнецовКубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на воздушный шар и полетим. Вот мы в ауле Кубачи.

3-ая остановка:

Экскурсовод:

- Салам алейкум, дорогие гости, посмотрите наш музей.

Дагестан славится своими злато — кузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире. В/ль:

А какие виды работ выполняют кубачинские мастера.

Ребенок:

- Кубачинские злато — кузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.

В/ль: А кто из кубачинских мастеров прославился за пределами республики своими изделиями.

Ребенок:

- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.

В/ль.

  • Какие орнаменты встречаются на изделиях.

Ребенок:

- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.

Ребенок:

- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:

«Тайнукубачинского искусства

Не ищите в книжках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы – мастера».

Наша экскурсия в кубачи подошла к концу, а путешествие продолжается.

Эти горы далеко, к ним добраться нелегко.

К ним добраться нелегко.

Через горы и овраги (ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги (прыжки на ногах)

Под еловыми кустами (приставным шагом)

Вот и горы впереди-

Выходи и погляди.

Ведущий:

- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.

4 –ая остановка.

Экскурсовод:

Салам алейкумгости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.

(Дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)

Ведущий:

- из чего делают мастера унцукульские изделия?

Ребенок:

- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.

Ведущий:

- Какие инструменты нужны мастерам?

Ребенок:

- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.

Ребенок:

- Самое главное руки унцукульца — его высокий художественный вкус.

Вот как Расул Гамзатов пишет о них.

Ребенок-читает стих.

Ведущий:

- Давайте поблагодарим экскурсовода.

Дети хором:

-Спасибо!

Экскурсовод:

- Приезжайте к нам еще.

Ведущий:

Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое-то время стать народным умельцем. И сейчас мы с вами поработаем необычным материалом. Это фольга. Спомощью фолгивы изобразите вид искусства чеканку, для этого вы сначала погладите по фольге руками. Аккуратно протрите фольгу и у вас проявиться силуэт вазы. Смотрите чего не хватает. Да –узоров, и вы сейчас нарисуете узоры для вазы.

Но перед тем как приступим к работе разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Посмотрю на карту я (вытягиваем вперед прямые ладони)

Вот Дагестанская земля (поочередно соединяем пальцы).

Есть леса тут и озера.

Горы, реки и море.

Дагестан люблю тебя я (замочек)

Ты же Родина моя! (прикладываем руки к груди).

Итог:

Куда мы с вами отправлялись путешествовать?.

Каких местах мы свами побывали?

Какой вид прикладного искусства вы сделали?.

Что больше всего вам понравилось?.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год