Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет
Познание
Автор: Зрячих Ирина Александровна   
05.03.2020 23:21

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 летРабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет

Срок реализации — 1 год

Автор-составитель: Зрячих Ирина Александровна Городской округ Балашиха Московской области, 2019г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольной организации:

  • Закон Российской Федерации от 26. 12. 2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. Дата публикации: 19. 07. 2013;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности (регистрационный номер 73193, дата выдачи – от 15. 05. 2015г.).

Скачать конспект

Направленность дополнительной образовательной программы:

  • по содержанию: научно-техническая;
  • по функциональному предназначению: кружковая;
  • по форме организации: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (а также игры-путешествия, игры-соревнования);
  • по времени реализации: годичная.

Новизна программы:

Экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами.

Актуальность проблемы:

На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса — одна из актуальных проблем детского воспитания.

Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности детей, что способствует развитию формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Цель программы:

Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

Познавательные:

─ Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

─ Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

─ Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

─ Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

─ Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

─ Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

─ Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

─ Стимулировать желание детей экспериментировать.

─ Формировать коммуникативные навыки.

Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности:

─ эвристические беседы, дискуссии;

─ наблюдения за объектом;

─ просмотр адаптированных для детей научно — популярных фильмов;

─ постановка и решение вопросов проблемного характера;

─ моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);

─ проведение опытов и экспериментов;

─ фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

─ использование художественного слова;

─ дидактические игры;

─ ситуация выбора.

Примерная структура детского экспериментирования:

─ Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

─ Предлагает различные варианты ее решения.

─ Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.

─ Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

─ Применяет выводы к новым данным.

─ Делает обобщения.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Роль педагога во время проведения занятия – экспериментирования:

─ Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.

─ Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.

─ Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:

─ Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

─ Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

─ Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

─ Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

─ Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

─ Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

─ Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Предполагаемые результаты у детей:

─ Развитие познавательных способностей детей:

─ Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.

─ Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.

─ Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.

─ У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.

─ Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.

─ Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.

─ Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.

─ Формируются коммуникативные навыки.

Методы и приемы:

─ Приёмы организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

─ Приёмы активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций.

─ Приёмы обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.

Форма занятий: занятие проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность ООД 25 минут (среда или четверг) с 15. 30 по 16. 00. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика.

Цикл занятий предназначен для детей 5 — 6 лет, записанных в кружок по желанию детей. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год