Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «МОЯ РОДИНА — ЮЖНЫЙ УРАЛ»
Познание
Автор: Ильченко Екатерина Валерьевна   
23.03.2020 17:11

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «МОЯ РОДИНА — ЮЖНЫЙ УРАЛ»ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «МОЯ РОДИНА — ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Ильченко Екатерина Валерьевна МБДОУ " ДС N336 г. Челябинска " Воспитатель

"Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней".

Д.С. Лихачев.

" Край родной, то солнечный, то вьюжный, Мудростью силен и красотой — Пояс гор Уральских, древних, дружных — Оберег Руси моей святой! "

Н. Пикулева.

Введение.

В соответствии с ФГОСДО содержание дошкольного образования включает задачу формирования первичных представлений детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях ее природы. [11., c. 36]

В исследованиях доказывается эффективность различных средств ознакомления детей дошкольного возраста с историей родного края (сказки, народные игры, праздники и др.)

 

Ученые А.Н. Солодкина, А.М. Каунов, Т.А. Фетелава рассматривают новый эффективный инновационный инструмент — это виртуальные экскурсии. С помощью этого инструмента расширяется кругозор, обогащаются и углубляются знания детей. Виртуальные экскурсии способствуют воспитанию истинного гражданина, формируют познавательный интерес детей к окружающему миру. [5., c.27]

Витруальная экскурсия — это увлекательное виртуальное путешествие, которое создает у детей полную иллюзию присутствия [3., c.75]

Мы остановимся на краеведческой виртуальной экскурсии, которая познакомит детей с географическим положением, природными богатствами родного края с целью привить любовь к нему и уважение к славным делам его людей.

Все это должно отвечать основной задаче — обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.

Цель: познакомить детей с названием региона, в котором они живут, с его природными

ископаемыми;

развивать умение: использовать при ответе имеющиеся знания;

формулировать выводы;

побуждать детей к полным ответам;

высказывать свою точку зрения;

воспитывать любовь и чувство гордости за свой край.

Задачи:

1. Совершить виртуальную экскурсию по природным объектам (минералы и самоцветы)

Южного Урала.

2. Провести параллель: география — литература, на примере " Уральских сказов" П.П. Бажова.

3. Продолжить работу по развитию у детей памяти, речи, внимания, мышления.

4. Развивать научное восприятие окружающего мира.

5. Учить детей работать с физической картой.

Оборудование:

  1. Физическая карта России.
  2. Глобус.
  3. Иллюстрации на интерактивной доске с изображением минералов, поделочных

материалов, ювелирных изделий.

4. Книги. Сказы П.П. Бажова.

5. Выставка минералов, поделок и ювелирных изделий.

Ход экскурсии.

Здравствуйте, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами совершим виртуальное путешествие. Но сначало, нам нужно подготовиться и ответить на несколько вопросов:

На какой планете мы живем? (Ответы детей)

В какой стране мы живем? (Ответы детей)

Как называется наш край? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодородных полей,

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звездный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем все это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала -

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

  • .. Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал. [16]

Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю. Так образовался Уральский хребет.

В какой части России расположен Урал? (Ответы детей)

Как называется то место Урала, где мы с вами живем? (После ответов детей показать на карте и глобусе местонахождение Урала и Южного Урала).

Воспитатель: Мы живем в богатейшем крае — на Южном Урале, в Челябинской области.

Звучит голос:

Здравствуйте, ребята.

Я — Медной горы Хозяйка.

Я вижу, что вы, ребята, хотите о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Нигде в мире не встречаются столько самоцветов и минералов в одном месте, как у нас на Урале и на Южном Урале. В добрый путь, ребята.

Воспитатель: Кто же это — Медной горы хозяйка?

О ней писал великий уральский писатель — сказочник Павел Петрович Бажов.

Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа в облике или хозяина, старика, горного духа, или хозяйки и т.д.

Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях в рудниках и шахтах. Они пытались объяснить непонятные явления природы, искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды. Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение.

Павел Петрович Бажов не понаслышке знал о минералах, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы. Так появилась Медной горы хозяйка и другие чудесные существа, которые охраняют подземные богатства. (Воспитатель предлагает детям посмотреть выставку книг — сказок П.П. Бажова, фрагменты из мульфильмов " Медной горы хозяйка", «Малахитовая шкатулка»)

Наша Челябинская область богата лесами, озерами, реками, горными вершинами, в ней известно 438 минералов. Из них немалую часть занимают самоцветы. Самоцветами в народе обычно называют богатые цветом камни.

Я познакомлю вас, ребята, с некоторыми минералами о которых писал П.П. Бажов в своих сказах и которые представлены на выставке и иллюстрациях.

" Только для церквей и разных дворцовых украшений больше орлец да яшму спрашивали." (П. П. Бажов, Железковы покрышки.) [2., том 1]

Яшма -пестрый камень. В этом камне сама природа рисует невероятной красоты картины- пейзажи, горы, деревья. Это популярный поделочный материал для художественных камнерезных изделий: чаши, корзиночки, иконостасы, статуэтки.

" Сделан тот стакан из самолучшего золотистого топаза и до того тонко да чисто выточен, что дальше некуда" (П. П. Бажов, Богатырева рукавица.) [2., том 2]

Топаз — полудрагоценный минерал. Его используют в ювелирном деле для украшений (кулоны, серьги, перстни).

" Он и обошел и видит — ящерок тут несчисленно. И все, слыш — ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены". (П. П. Бажов, Медной горы хозяйка) [2., том 1]

Слюда — очень мягкий материал, который с легкостью разделяется на слои. Имеет различные цветовые оттенки. Является высококачественным электроизоляционным материалом. Используется для изготовления оптических стёкол, для постройки яхт, как материал для дизайна, как элемент украшений.

" А там, слыш — ко, пещера огромная. И все хорошо облажено. Пол, напримерно, гладкий — прегладкий, из — самого лучшего мрамору, а посредине ключ, и вода, как слеза". (П. П. Бажов, Дорогое имечко.) [2., том 1]

Мрамор — горная порода, которая после шлифовки ценится в строительстве: для памятников, для облизовки зданий, каминов, фонтанов. Он весьма прочен к износу.

" Полнехонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зернышки и говорит: " Да ведь это медный изумруд! Редкостный камень, дорогой. Целое богатство тебе, Настенька, осталось ". (П. П. Бажов, Медной горы хозяйка) [2., том 1]

Медный изумруд — редко встречающийся минерал. В основном используется как коллекционный материал. Украшает музеи.

" Данилушко поднял голову, а напротив, у другой стены, сидит Медной горы хозяйка. По красоте — то да по платью малахитову Данилушко сразу ее признал". (П. П. Бажов, Каменный цветок) [2., том 1]

Малахит — один из красивейших минералов. Его окраска представляет собой палитру зеленых тонов от светло-зеленого до густого темно-зеленого цвета. Из него изготовляют вазы, чаши. В Зимнем дворце есть малахитовая гостиная. Он является главным символом Урала.

" Тут очередь до Садыка дошла. Развязал он свой мешок и давай камни на стол выбрасывать, а сам приговаривает: — Амазон каминь, калумбит -каминь, лабрадор — каминь..." (П. П. Бажов, Солнечный камень) [2., том 2]

Лабрадор — минерал, который переливается всеми цветами радуги. Является ценным ювелирно- поделочным камнем. Используется как облицовочный материал (применен в отделке Мавзолея Ленина).

" Занялся тут Митюха соком да змеевиком. Немало перебрал. Ну, выбрал и сделал со смекалкой. Попотел. Ягодки -то крыжовника сперва половинками обточил, потом внутре — то выемки наладил, да еще, где надо, желобочки прошел, где опять узелочки оставил, склеил половинки да тогда их начисто и обточил. Живая ягодка — то вышла". (П. П. Бажов, Хрупкая веточка) [ 2., том 1]

Змеевик — относится к категории драгоценных камней. Он отличается интересным рисунком, напоминающим змеиную кожу. Его используют для изготовления ювелирных изделий, сувениров, облицовочных плит. Из него выкладывают печи, так как он обладает повышенной чувствительностью к высоким температурам. Из него изготовляют особую ткань (одежда выдерживает температуру до 600 градусов по Цельсию).

" В Сарапулке, известно, от дедов — прадедов привычка осталась в камешках разбираться. В междупарье, или еще когда свободное время окажется, старики непременно этими камешками занимались. Про это вот вспомнили и тоже артельку устроили. Стали графит

добывать. Вроде и ладно пошло." (П. П. Бажов, Орлиное перо.) [2., том 2.]

Графит — распространенный в природе материал. Используется для изготовления огнеупорного кирпича, графитовых карандашей, для смазки велосипедных цепей. Графитовая краска используется от коррозии.

" Показала Глафира свою приметку. Ударил Перфил против этого места, а сам приговаривает: — Подай-ко, Дайко, свой пояс! Не отдашь добром, тебя разобьем, под пестами столчем, а свое добудем! Маленько поколотился, дошел до поперечной жилки, а там хрустали да золотая руда, самая богатая. Сколько-то и камышков золотых попалось".

(П. П. Бажов, Золотые дайки.) [2., том 1]

Горный хрусталь -кристалы минерала прозрачны, бесцветны либо с розовым, сиреневым, золотистым оттенком. Встречается редко. Очень дорогой минерал.

Используется для ювелирных украшений, для изготовления линз в радиотехнике.

" И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки- все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно- красный под чернетью, а на ем цветки медны." (П. П. Бажов, Медной горы хозяйка.) [2., том 1]

Алмаз -прозрачный бесцветный минерал. Самый твердый. Дорогой драгоценный камень. Используется для изготовления ювелирных изделий, для ножей, сверл, резцов, а также в компьютерной, часовой и ядерной промышленности.

Заключение.

Воспитатель: Богатство минералов Южного Урала очень велико. Челябинская область — богатая кладовая. В её недрах скрыта масса сокровищ. На Земле пока еще не найдено такого места, где бы на небольшой площади были сохранены главные известные науке минералы. Мы должны научиться беречь и сохранять это богатство. Уральцы особенный народ, который ценит первозданность и красоту природы.

Ребята, где можно узнать более подробную информацию о минералах Южного Урала? (рассуждения детей)

Молодцы, ребята. Информацию о минералах можно узнать из интернета, посещать музеи, заповедники, читать произведения уральских писателей, сказки П.П. Бажова.

Я надеюсь, что вы будете большими знатоками своей малой Родины.

Литература

  1. Аринштейн М., Мельников Е., Шакина И. Цветные камни Урала. — Свердловск, 1986.
  2. Бажов П.П. Уральские сказы. В 3-х томах. Из-во: Т8, серия ФТМ, 2018.
  3. Бостан М.Д. Виртуальная экскурсия как средство социализации старших дошкольников. Методы образования. — 2012. — N 2.
  4. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание., 1991г., N 5.
  5. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦСфера, 2012.
  6. Колисниченко С. Самоцветы. Удивительные минералы Южного Урала. Урал ЛТД 2010.
  7. Легенды Южного Урала. /сост. И.А. Кириллова. — Челябинск: Аркаим, 2008.
  8. Мультфильм " Малахитовая шкатулка". Реж. Николаевский О., 1976
  9. Мультфильм " Медной горы хозяйка". Реж. Николаевский О., 1975.
  10. " Наш дом — Южный Урал ". Программно- методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. — Челябинск,

АБРИС. — 2014.

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

12. Самоцветная полоса Урала: Учебно. -справ. пособие. Екатеринбург: Сократ, 2007.

13. Сайт Ильменского заповедника: www igz. ilmeny. ac. ru Раздел " Экспозиция естественно-научного музея. Видеоэкпозиция " О горных породах и минералах Ильменских гор".

14. Сутырин В. Жизнь замечательных уральцев.

15. Таланцев А.С. Знаменитые уральские самоцветы. — Екатеринбург: Пакрус, 2016.

16. Татьяничева Л. Стихотворение " Живу я в глубине России".

17. Черноскутов А.Г., С Бажовым по Уралу. Путеводитель. Екатеринбург: Сократ, 2012.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год