Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.
Познание
Автор: Банщикова Марина Владимировна   
28.03.2020 22:39

Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.Технология детского экспериментирования как средство развития любознательности дошкольников.

Экспериментирование – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Данный вид деятельности основан на поисковой активности, под которой подразумевается о поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определённого прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковую активность также называют исследовательской активностью – естественное состояние каждого ребенка, направленное на познание мира.

Эксперименты – увлекательные занятия, развивающие любопытство, любознательность, творческое мышление, инициативность и самостоятельность, целью которых является преобразование вещей и процессов.

В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации. Активное участие ребенка в образовательном процессе способствует более быстрому и интенсивному развитию его познавательной активности и способностей.

 

Экспериментирование обладает большими воспитательными и развивающими возможностями, в процессе которого у детей могут сформировать реальные представление обо всех сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и его средой обитания.

Каждый ребенок по своей природе исследователь, поэтому данный метод очень любим и интересен дошкольникам. С помощью опытов детям удается по-новому открыть окружающий мир, через опыт личных переживаний, ощущений, через действия.

Н.Н. Поддъяков, говоря об экспериментировании, считает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В детском экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, на получение результатов творчества, на поиск новых форм взаимодействия с другими людьми. Детское экспериментирование является стержнем любого вида творчества. В нем наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференциации интеграционных процессов. Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики.

Детское экспериментирование определяют как исследовательскую, активно преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества предметов и объектов, осуществляется их преобразование. В процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру (О. М. Дъяченко, Н.Е. Веракса).

По мнению М.И. Лисиной детская экспериментальная деятельность – успешный путь знакомства с окружающим миром, эффективный способ развития интеллектуальных процессов. Опыты, которые проводят дети, дают возможность объединить в себе все виды экспериментальной деятельности. Инициатива по организации экспериментов делится между педагогом и детьми.

Экспериментальную деятельность можно разделить на два этапа:

  1. Активность исходит от самого ребенка (ребенок сам исследует, пробует объект, ставит перед собой цель, ищет способы её достижения).
  2. Исследовательская деятельность организуется взрослым (дети получают те результаты, которые им заранее определили взрослые).

При проведении экспериментов необходимо соблюдать правила безопасности, осваивать действия рекомендуется в следующей последовательности:

− Действие показывает педагог,

− Затем поручается выполнить действие кому-то из детей, при этом необходимо, чтобы это ребенок не умышленно допустил ошибку, что повлечет за собой концентрацию внимания на ошибке,

− Воспитатель может осознанно совершить ошибку, чтобы это заметили дети,

− Ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие,

− И только потом, для возможности контроля каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно.

Исследователи выделяют следующие виды экспериментов в ДО: демонстрационное наблюдение – один объект наблюдения, который находится у воспитателя, который демонстрирует его детям. Эксперимент проводит воспитатель, дети являются только наблюдателями. Дети сами хотят стать участниками эксперимента, поэтому такой метод эффективен только когда есть опасность для них. Другим видом является – фронтальное наблюдение – когда есть несколько объектов, и они находятся в руках детей.

Для развития любознательности педагоги используют следующие виды экспериментов: по характеру объектов выделяют опыты с растениями, животными, с объектами не живой природы; по количеству детей – 10 человек; по месту проведения – в групповой, на площадке, у водоема; по причине их проведения – запланированные, случайные; по характеру включения в педагогический процесс – эпизодические, систематические; по месту в цикле – первичные, вторичные, заключительные, итоговые; по характеру мыслительных операций – констатирующие; по способу применения в аудитории – демонстрационные, фронтальные.

Требования к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений: случайные — подготовки не требуют; запланированные начинаются с выбора объектов, постановки задач.

Педагоги должны всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не выпускать из поля зрения тех детей, которые работают медленно, им нужно помочь и дать время. После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.

Таким образом, экспериментирование является важным средством развития любознательности ребенка. Эксперименты привлекают детей с самого рождения, они все хотят быть маленькими исследователями. Поэтому педагоги в работе с детьми стали активно использовать экспериментирование. Для того чтобы заинтересовать детей, сформировать определенные знания и представления во время экспериментов педагог должен тщательно подготовиться и правильно организовать деятельность детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год