Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Лаборатория Профессора Почемушкина»
Познание
Автор: Замалова Эльвира Наильевна   
09.04.2020 12:26

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Лаборатория Профессора Почемушкина»Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Лаборатория Профессора Почемушкина»

Выполнил: Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» Замалова Э.Н. по образовательной области «Познавательное развитие»

Пояснительная записка

Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский

С момента введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), педагогами накоплен достаточный положительный опыт организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) с дошкольниками. В своей повседневной работе у педагогов дошкольных учреждений есть возможность использования такого опыта через сеть Интернет, использования печатных изданий, опыта работы коллег на уровне методических объединений и т.п. Но вопросы, каким образом педагог может организовать НОД с детьми, возникают постоянно. Обязательным условием, в соответствии с требованиями ФГОС ДО — НОД должна быть такой детской деятельностью, которая в обязательном порядке бы подразумевала их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, быть интересна для них. Но при этом процесс обучения остается. Дети обучаются, не замечая этого. В этом и заключается мастерство педагога, его умение правильно организовать НОД. При проведении НОД меняется роль педагога, он становиться «координатором» или «наставником», непосредственным источником информации. Меняется позиция педагога по отношению к детям — она приобретает характер сотрудничества, ребенок теперь выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения, равноправным партнером.

 

Одним из видов НОД является экспериментирование. Детское экспериментирование – один из методов познавательно-исследовательского развития детей дошкольного возраста. При организации НОД по экспериментированию, мы поддерживаем склонность детей к исследованиям, желание самостоятельно искать истину. В представленном конспекте НОД можно проследить, как дети обнаруживают качества предметов, устанавливают связи между ними и с помощью педагога осуществляют многосторонний анализ. В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и прочные знания, так как добывают их в ходе собственных творческих изысканий.

Данный конспект НОД имеет в своей основе проблемное обучение, так как содержит элементы исследовательского поиска. Именно такие занятия позволяют воспитывать современных людей с собственным творческим мышлением. При составлении конспекта НОД учитывали особенности организации детского экспериментирования в ДОУ:

  • эксперимент непродолжителен по времени;
  • проговаривание детьми своих действий вслух;
  • учет индивидуальных различий детей (темп работы, утомляемость);
  • учет права ребёнка на ошибку и применение адекватных способов вовлечения детей в работу;
  • не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром;
  • учет возрастных особенности детей.

Цель: Расширение и закрепление представления детей о свойствах воды

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать целостную картину мира, расширять кругозор

-Продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания о

свойствах воды.

-Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и

детьми, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развивающие:

-Способствовать развитию любознательности.

-Развивать внимание детей.

  • Способствовать развитию логического мышления: определять тему

проблему исследования, последовательность исследовательской

деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные:

-Продолжать воспитывать культуру поведения.

-Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.

-Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Предварительная работа:

  • чтение произведений художественной литературы
  • беседа с детьми о значении и свойствах воды

-проведение отдельных опытов с водой.

Методы и приёмы:

  • беседа
  • сюрпризный момент
  • загадки

-совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность).

Материал и оборудование: иллюстрации по теме «Вода», раздаточный

материал на каждого ребёнка: одноразовые прозрачные стаканчики с водой,

салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведёрко.

Словарная работа: вводить в словарь детей существительные (лаборатория,

опыты, оборудование), помогать употреблять глаголы характеризующие

свойства воды (течёт, смачивает, впитывается, растворяет).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям собраться на ковре, образуя круг, взявшись

за руки.

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Воспитатель:

Хорошо учился в школе,

Институтский курс освоил.

Все науки изучал,

Академиком он стал.

Книг прочёл, наверно тонны!

Настоящий он... УЧЁНЫЙ

Воспитатель: Скажите, чем занимаются учёные?

Предполагаемые ответы детей: Учёные занимаются наукой. Наука — это познание. Учёные проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают.

Воспитатель: Где работают учёные?

Предполагаемые ответы детей: В научной лаборатории.

Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Предполагаемые ответы детей: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришел Профессор Почемушкин (появляется на интерактивной доске)

Профессор: Здравствуйте, ребята! Я Профессор Почемушкин. Я хочу пригласить в свою лабораторию, где вы почувствуете себя настоящими учеными. Вы согласны?

Предполагаемые ответы детей: Да

Профессор: Я предлагаю вам провести опыты с водой! А вы знаете, в каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Почемушкин читает загадки, а дети показывают иллюстрации с отгадкой

(картинки — отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это... (Дождь).

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые... (Снежинки).

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (Снег).

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдёт —

Гвоздь упадёт. (Сосулька).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что объединяет все ответы на загадки

Профессора?

Предполагаемые ответы детей: Это вода.

Воспитатель: Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Кто мне напомнит?

Предполагаемые ответы детей: Она может быть жидкой, твёрдой и газообразной.

Профессор: Сейчас мы с вами, как настоящие учёные, будем проводить

опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять

свои рабочие места.

Дети рассаживаются по 2 человека за один сто).

Профессор: Приступим к нашему исследованию.

Опыт № 1. «Вода — жидкость».

Профессор: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на

блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и

растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку?

Предполагаемые ответы детей: Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и

может течь, то её называют жидкостью.

Профессор: Совершенно верно.

Вывод: вода — жидкость.

Опыт № 2. «Вода бесцветная».

Профессор: А сейчас возьмите стаканчики с водой и с молоком. Какого цвета

молоко?

Предполагаемые ответы детей: Белого.

Профессор: А можно ли сказать про воду, что она белого цвета?

Предполагаемые ответы детей: Нет. Она прозрачная.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Профессор: Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Профессор: Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Предполагаемые ответы детей: Нет.

Вывод: вода — прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

Профессор: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет?

Предполагаемые ответы детей: У воды нет запаха.

Профессор: Понюхайте стакан с соком, чем он пахнет?

Предполагаемые ответы детей: Апельсином.

Профессор: Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

Профессор: Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус?

Предполагаемые ответы детей: Нет.

Профессор: А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Делать научные открытия — дело не из лёгких, поэтому в

лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко

отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.

Физкультминутка «Дождик»

Дождик скачет по дорожке,

Как мальчишка озорной, (Прыжки)

Громко хлопает в ладоши

И от счастья сам не свой. (Хлопки)

Летний дождь — всегда веселый.

Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)

Вот и тополь стал зеленый,

Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево — вправо)

Как игрушки в магазине,

Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)

Небосвод стал синий-синий.

В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)

Воспитатель приглашает всех подойти к его столу.

Опыт № 5. «Способность воды отражать предметы».

Воспитатель: Скажите, что стоит на столе?

Предполагаемые ответы детей: Таз с водой.

Воспитатель: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там

увидели?

Предполагаемые ответы детей: Свое лицо, отражение.

Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение?

Предполагаемые ответы детей: В зеркале, в витрине магазина и т. д.

Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

Предполагаемые ответы детей: Очень плохо, оно размытое.

Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода

неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия.

Профессор: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает водах?

Предполагаемые ответы детей: Вода прозрачная, без запаха и не имеет вкуса.

Профессор: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с ней. Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы

расскажете своим друзьям и родителям. До свидания, ребята!

Воспитатель: Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших

следующих опытах. Спасибо вам, ребята.

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: «Учитель», 2014.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж, 2014.
  3. Вераксы Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2012.
  4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. Акцидент, 2004.
  5. Добро пожаловать в экологию! / Сост. О.А. Воронкевич. – М.: «Детство-Пресс», 2014.
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2015.
  7. Нищева Н.В. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.

Интернет ресурсы:

1. https: //nsportal. ru/sites/default/files/2016/01/18/nod_po_fgos. doc

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

Воспитатель

МАДОУ «Колокольчик» ___________________ Э.Н. Замалова

«_____» _____________________2020г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год