Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Познание
Автор: Лычагина Ольга Николаевна   
27.04.2020 22:57

Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.

«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы» Эмерсон Р.

Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, которое было направленное на преодоление ситуаций в соответствии с собственным планом.

Инициативность охарактеризовывает себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям. Инициативный ребенок стремиться к организации игр, к продуктивным видам работы, содержательного общения, он умеет найти занятие, которое соответствует желанию; включиться в разговор, способен предложить увлекательное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связанна с проявлением любознательности, изобретательностью.

Инициатива детей дошкольного возраста проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и с помощью вопросов (почему? зачем? как? откуда?).

 

Экспериментирование как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В своей работе я решила исследовать проблему развития инициативность через процесс экспериментирования.

Использовала разные виды деятельности:

  • игры, эксперименты
  • знакомство с первичными представлениями о свойствах воды, воздуха, песка и предметов
  • опыты;
  • фиксация результатов – журнал ведения результатов опытов

Использую такие формы и методы, чтобы дошкольник был любознательным, активным, для того чтобы в процессе экспериментирования ребёнок приобрёл следующие навыки: мог видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; проводить эксперимент; делать вывод.

В экологическом уголке размещены материалы для ознакомления детей с миром природы. Это дидактический и демонстрационный материал. Коллекции шишек, семян и плодов растений, муляжи овощей и фруктов, животных разных природных зон. В своей работе использую разнообразное оборудование, приборы и материалы для исследования: микроскоп, лупы, магниты, песок, глина, земля, камни, колбы, пробирки, штативы, и т.д. Предметы окружающего мира: глобус, физические карты, песочные часы. Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе (лаборатории). Составила картотеки опытов и экспериментов, соответствующие возрасту детей. Подобрала детскую познавательную литературу:

  • энциклопедии
  • опыты и эксперименты для детей
  • дидактические игры
  • демонстрационный материал
  • изготовила таблицы по правилам поведения в лаборатории.

При проведении эксперимента провожу наблюдения, где формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями объектов. Также использую игровой метод, который сопровождается с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов использую ситуативные беседы.

Для развития детской инициативы в начале эксперимента использую сюрпризные моменты:

  • «Чудесный мешочек»
  • «Помощь Фиксикам»
  • «Письмо от Лунтика» и др.

Дошкольники с помощью игровых персонажей, принимают участие в решении интересных проблем, сформулированных зачастую самими детьми в виде задачи, вопроса, спора, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер. При решении проблемных ситуаций, дети высказывают свои предположения, с помощью опыта проверяют их на практике, выбирают способ решения задачи.

Ребята испытывают радость, задают вопросы, проявляют инициативу и любознательность во время проведения экспериментов.

Провожу опыты, эксперименты и наблюдения, такие как:

  • «Почему дует ветер?»
  • «Для чего растению нужны семена»
  • «У воды температура»
  • «Глина – природный материал»
  • «Как появляются горы?»
  • «Магнит и его свойства» и др.

Экспериментальная деятельность, которая напрямую связанна с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявить интеллектуальную активность, которая связанна со стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов.

В процессе экспериментирования формируются важные качества: умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными составляющими развития личности. Ребенок становится активным в наблюдении, в выполнении поставленных задач, учится проявлять самостоятельность и инициативу в ходе занятия, в подборе необходимых пособий.

Экспериментируя, дети узнают много нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год