Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по теме: «Пернатые соседи».
Познание
Автор: Мищук Оксана Викторовна   
19.03.2021 15:51

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по теме: «Пернатые соседи».Методическая разработка организованной образовательной деятельности по теме: «Пернатые соседи».

Воспитатель Мищук О.В.

Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (6-й год жизни).

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность.

 

Задачи:

  • Создать условия для формирования познавательных действий, развития умения выстраивать алгоритм.
  • Побуждать доказывать, выдвигать гипотезы, аргументировать, фиксировать полученную информацию знаками, символами или рисунками.
  • Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о птицах.
  • Способствовать развитию речи, мышления, формированию личностных качеств старших дошкольников (инициативности, любознательности, самостоятельности, готовности к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками).
  • Воспитывать экологическую культуру и познавательный интерес к миру птиц.

Предварительная работа: изготовление письма с фотографией Говоруна, размещение перьев разных видов на территории участка детского сада.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с красивым конвертом.

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно (Приложение 1).

Если дети умеют читать:

- Кто может прочитать?    

Если дети читать не умеют:

- Помощь нужна?

После прочтения письма:

- Вот так просьба! Что думаете по этому поводу, ребята?

- Мне кажется, что это интересное предложение! А еще?

-Я уверена, что у нас получиться собрать очень интересные сведения!

- А как называется профессия, в которой люди занимаются изучением жизни птиц (орнитологи)?

Если дети отвечают неверно:

- Интересный вариант!

- Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

- Точно!

- Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!

Если дети отвечают «не знаю»:

- А кому интересно узнать? Хотите расскажу?

Рассказ воспитателя: Есть такая наука, которая занимается изучением жизни птиц – орнитология. А ученых, занимающихся этой наукой – называют орнитологами. Орнитологи изучают внешний вид, повадки птиц. Тщательно исследуют их место обитания, особенности их питания и выведения птенцов. Они даже знают о продолжительности жизни птиц. А как же они все это узнают? Для того чтобы получить все эти знания ученые много путешествуют по всему миру. Они наблюдают за птицами, фотографируют их. А еще ученые – орнитологи кольцуют птиц, надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелета, места зимовок.

- Так получается, что мы с вами собираемся стать учеными-орнитологами?

- Вот это да!

- Здорово!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

- Что нам может понадобиться для наших исследований? /лаборатория, фотоаппарат, бинокль, микроскопом, ноутбук, блокноты для фиксации результатов исследований, карандаши, столы и стулья/.

Лаборатория /столы и стулья/.

- Где мы это можем взять?

- Где мы это разместим?

- Кто возьмет на себя это дело? Договоритесь, друг с другом кто, что будет делать.

Дети организуют игровое пространство: расставляют столы и необходимое оборудование, ставят стулья.

Если дети не проявляют инициативы: Лаборатория нам нужна?

- Друзья, у нас получается настоящая орнитологическая станция!

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила поведения в лаборатории.

- Ребята, правильно ли я поняла, что в лаборатории нельзя шуметь, бегать, мешать друзьям, пробовать что-либо на вкус? Как здорово, что вы знаете все эти правила!

Если дети перечисляют правила:

- Я очень рада, что мы их друг другу напомнили.

Если дети затрудняются:

- Можно ли бегать и шуметь в лаборатории?

- Можно ли мешать друзьям?

- А можно ли пробовать что-либо на вкус?

- А как вы думаете, друзья, с чего начинают свое исследование настоящие ученые? (дети размышляют о возможных способах получения информации, зарисовывают символы в своих блокнотах). Возможные варианты ответа:

- Можно задать вопрос родителям, друзьям, воспитателям, старшим братьям и сестрам.

- Можно позвонить по телефону и задать интересующий вас вопрос.

- Можно узнать информацию из книг.

- Можно организовать наблюдение или провести эксперимент.

- Получить информацию из Интернета или просмотра телевизионной передачи.

- Здорово! Как интересно! Вот это да! Отличная мысль! Класс!

- Ну что, мои юные орнитологи, мне кажется, пора решить каким исследованием вы хотите заняться, и в какую лабораторию отправитесь!

- Кто определился, может взять себе бейдж и объединиться в лаборатории с друзьями (бейджи разного цвета с символами: микрофон+телефон (лаборатория №1), книга+фотоаппарат (лаборатория №2), компьютер+лупа (лаборатория №3).

Дети свободно распределяются по лабораториям.

В том случае если какая-то лаборатория осталась не выбранной, либо ее выбрал один ребенок:

- Ребята, мне кажется, будет несправедливо, оставить (имя ребенка) одного проводить исследование (собирать информацию). Кто может ему помочь?

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

- Мне кажется, мы готовы к сбору и изучению информации! Желаю вам интересной творческой работы!

Воспитатель поочередно присоединяется к работе каждой лаборатории, поддерживает детей и при необходимости подсказывает им.

Лаборатория №1

Воспитатель: Ну что, юные ученые, сегодня вам предстоит найти ответы на следующие вопросы: каких птиц вы знаете? Как птицы появляются на свет? На какие группы они делятся?

- Кто готов поделиться знаниями с друзьями?

- Друзья мои, как настоящие ученые не забывайте фиксировать всю собранную информацию в блокнотах.

Молодец! Как здорово, что ты это знаешь!

Если дети затрудняются: воспитатель достает сотовый телефон и спрашивает у детей: Ребята, как вы думаете, это чудо техники нам может помочь? Кому бы вы хотели позвонить? У кого еще можно узнать информацию о птицах? Кто хочет пойти провести опрос?

Лаборатория №2

Воспитатель: Дорогие ученые, сегодня вам предстоит собрать как можно больше информации о внешнем виде птиц.

- Где можно найти такую информацию?

- Ребята, а как вы думаете для чего в вашей лаборатории фотоаппарат?

-Ребята, как настоящие ученые не забывайте фиксировать всю собранную информацию в виде зарисовок в блокнотах и фотографий.

Согласна! В наших верных помощниках – энциклопедиях!

Если дети затрудняются: Обратите внимание на эти книги.

Интересное предположение! Отличная мысль!

Если дети затрудняются: Орнитологи часто отправляются в экспедиции. Наблюдают за птицами, фотографируют их. Кто из вас хотел бы отправиться в экспедицию по территории детского сада и сфотографировать пернатых гостей?

Лаборатория №3

Воспитатель: Ребята, вашей лаборатории предстоит уточнить данные о строении тела птицы и узнать, как и чем питаются пернатые друзья.

- Как вы можете узнать об этом?

Здорово! Интересная идея! Согласна!

Если дети затрудняются: Предлагаю узнать эту информацию из Интернета, с помощью приложения «Окей, Google» (У всех птиц есть туловище, голова, клюв, хвост, лапки. Тело птицы покрыто перьями. Перья нужны для того, чтобы птицы не мерзли и не поранили свое тело. У птиц разный окрас перьев. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают специальной жидкостью из желез, поэтому крылья не намокают. Но все же перья изнашиваются, поэтому птицы периодически сбрасывают старые и отращивают новые. Пищу, птицы заглатывают целиком, не жуют, потому что у них нет зубов. По форме птичьего клюва можно определить, чем питается птица. У воробья клюв коротенький, им он склевывает зернышки. Пеликаны ловят рыбу в мешке под клювом. У хищных птиц (орла, ястреба) клюв большой и загнутый вниз).

- Юные ученые, не забудьте исследовать перья птиц! Что нам для этого нужно? Где мы можем взять перья?

- Интересный вариант! Я очень рада, дети, что вы умеете принимать такие умные решения!

В случае затруднения, воспитатель предлагает отправиться в экспедицию по территории детского сада и собрать коллекцию разных видов перьев.

- Ребята, посмотрите, все ли перья одинаковы?

- Легкие они или тяжелые?

- А за счет чего оно легкое? Докажите!

- Строение у перьев одинаковое?

-Юные ученые, вы сделали некоторые открытия. Не забудьте зафиксировать свои наблюдения в блокнотах, чтобы поделиться ими со своими коллегами.

Замечательно! Вы очень сообразительны! Это очень интересная идея рассмотреть перо через лупу!

Если дети затрудняются: Можем ли мы отрезать край большого махового пера и посмотреть что там внутри?

- Кто готов провести это исследование?

- Кто хочет посмотреть на строение пера через лупу? Что видите? Как соединены волоски на маховом перышке, а как на пуховом?

Лаборатории заканчивают работу в своем темпе и могут начать заниматься самостоятельной деятельностью или помочь «коллегам» из других лабораторий.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

Воспитатель садится за круглый стол:

- Внимание, внимание, все сотрудники лабораторий приглашаются на заседание орнитологического совета.

- Предлагаю рассказать друг другу, какие находки вам удалось обнаружить и о чем можем написать Говоруну!

- Кто будет писать письмо?

Представители лабораторий поочередно рассказывают о своей работе.

После рассказа юных орнитологов:

- Вы замечательно поработали, друзья!

- Вы проделали отличную работу!

- Прекрасно справились с заданием!

- Говоруну это будет интересно узнать!

Если у детей возникают трудности с написанием письма:

Воспитатель: Я могу вам помочь?

- Какие сложности были у вас в работе?

- Как вы справились с ними?

- Классно! Вы очень сообразительные!

- Ребята, а скажите, пожалуйста, для чего мы проводили свои исследования?

- Действительно, мы решили ответить нашему инопланетному другу Говоруну!

- Как вы считаете, нам нужно продолжить наши исследования или, может быть, остановимся на этом?

- Я была уверена, что вы захотите продолжить исследования мира птиц, ведь вы очень любознательные!

- Друзья мои, а вам понравилось быть орнитологами? Почему?

- Класс! Отлично!

- Я так рада, что вам все понравилось и у вас все получилось!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год