Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно — творческий проект во второй младшей группе «Волшебные прищепки»
Познание
Автор: Колесникова Виктория Олеговна   
10.12.2021 15:21

Познавательно — творческий проект во второй младшей группе «Волшебные прищепки»Познавательно — творческий проект во второй младшей группе «Волшебные прищепки»

Автор проекта: воспитатель младшей группы Колесникова Виктория Олеговна МБДОУ "ЦРР-Д/С Колокольчик" г.Абакан

Место проведения: вторая младшая группа

Возраст детей: с 3х до 4х лет

Сроки проведения: ноябрь 2020 г — май 2021

Количество участников проекта: 80 человек, из них: воспитатель, младший воспитателя, 26 детей и 52 родителя.

Вид, тип проекта: долгосрочный, познавательно – творческий.

 

Краткое содержание проекта:

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.

Деятельность детей с прищепками может быть интересной и разнообразной, решать несколько различных задач: развивать мелкую моторику, оздоравливать организм ребенка при помощи массажа прищепками, развивать творческое воображение при изготовлении поделок из прищепок, развивать память, речь, творческие способности при работе с театром на прищепках, вовлекать родителей в педагогический процесс.

Проект предназначен для того, чтобы найти действенные методы работы с детьми, используя бельевые прищепки.

Цель направления деятельности проекта: развитие мелкой моторики у детей с использованием бельевых прищепок в разных видах деятельности.

Задачи:

  1. Использовать прищепку как нетрадиционный тренажер для самомассажа рук ребенка;
  2. Обогащать предметно-развивающую среду с использованием разнообразных дидактических игр с прищепками, настольного театра;
  3. Развивать творческое воображение, речь в настольных играх с прищепками;
  4. Изготовить и использовать в своей работе с детьми «Театр на прищепках»;
  5. Вовлекать родителей в педагогический процесс по изготовлению разнообразных игр и поделок «Веселые прищепки»;
  6. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Взаимодействиес родителями:

  1. Научиться вместе с детьми играть в дидактические игры с прищепками в домашних условиях.
  2. Создавать в семье благоприятные условия для проведения игр детей.

Ожидаемые результаты:

  • Дети проявляют интерес к дидактическим играм, расширился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности.
  • Кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость.
  • У детей укрепится мускулатура рук при использовании прищепки в дидактических играх и при выполнении самомассажа рук.
  • Родители владеют необходимыми знаниями по данной теме и активно используют дидактические игры с прищепками дома.
  • В группе обогащена предметно-развивающая среда: имеются разнообразные дидактические игры с прищепками, настольный театр изготовленный родителями
  • Дети активно играют в дидактические игры, как в самостоятельной деятельности, так и в образовательной.

Актуальность проекта.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу– это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т. д.).

В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей. Для нас это – привычные вещи, необходимые в домашнем хозяйстве, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками. Например, обычные бельевые прищепки.

В первые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала в своей работе с детьми известный итальянский педагог Мария Монтессори, которая писала: «До пяти лет ребенок – строитель самого себя из чего бы то ни было». Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.

Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М. Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Данная работа проводится нами систематически и регулярно. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой красочной наглядностью. Задания усложняются постепенно с учетом индивидуальных особенностей детей.

Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение, для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.

Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, развиваются раньше своих сверстников, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

Дидактические игры с прищепками, настольный театр, анимации к сказкам из прищепок я легко включаю в структуру режимных моментов, в образовательную деятельность, в самостоятельную и совместную деятельность с детьми в ДОУ.

Таким образом, организованные движения пальцев рук, активность пальцев действительно обладают широким спектром возможностей не только для развития самой мелкой моторики, но и для развития психических функций: сенсорных и речевых.

Для реализации задач проекта, мной был разработан цикл занятий, подобраны игры, совместная деятельность воспитателя, детей и родителей, и самостоятельная деятельность детей.

Проект «Волшебные прищепки» реализуется воспитателем с детьми второй младшей группы и организуется в три этапа.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап (ноябрь):

  • Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата
  • обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей
  • изучение методической литературы по данной теме:
  1. Веселый мир прищепок / Пия Педевилла – Germany. «АРКАИМ Л.Т. Д.». — 2004. — 31с.
  2. Удивительные прищепки/ Пия Педевилла – Germany. «АРКАИМ Л.Т. Д.». — 2004. — 31с.
  3. Чудеса своими руками / Нагибина М.И. -М., -1997
  4. А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.)
  5. «Игры с прищепками: творим и говорим» Ю.А. Фадеевой (серия «Библиотека логопеда»)
  • подготовка наглядного материала:

а) информация в родительский уголок;

б) выставка поделок детей и родителей «Веселые прищепки».

  • знакомство детей с прищепками, рассказ об их предназначении, о необычных способах использования в детском саду (массаж, игры, поделки, театр)
  • Т. Маршалова. Консультация «Щепочки-прищепочки. Копилка секретов».

II. Основной этап реализации проекта (декабрь – март):

  • составление перспективного плана проведения дидактических игр с прищепками с ребенком
  • разработка рекомендаций по проведению дидактических игр с прищепками дома

Работа с детьми:

  • чтение «Сказки про старую Прищепку» Автор: Т.Маршалова
  • игровой пальчиковый тренинг (Т. Шарталова):

а) упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением: «Лиса», «Крокодил», «Гусь», «Черепашка»;

б) сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок: «Коробочки», «Зубастики», «Разноцветный заборчик»;

  • развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками (дополнить фигурки из картона деталями-прищепками).
  • использование прищепок при усвоении детьми пространственных представлений. Дидактические игры «Кто быстрее?» (развитие пространств дифференциации), «Невидимка на сказочной улице» (тренировать умение находить один предмет в ряду однородных)
  • логопедические игры с использованием прищепок «Тематическая цепочка» (активизировать предметный словарь по теме «Посуда»), «Чья цепочка длиннее?» (расширять словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»)
  • автоматизация произношения звуков в стихотворных текстах-диалогах

Работа с родителями:

  1. Консультация «Сегодня и завтра обычной прищепки»
  2. Консультация с элементами тренинга «Самомассаж рук ребенка бельевыми прищепками»
  3. Создание театра на прищепках.

III. Заключительный этап (апрель)

  • Дидактические игры с прищепками
  • Рассказывание сказок с иллюстрациями при помощи прищепок
  • игры в настольный театр из прищепок.

Заключение

Все материалы и пособия используются еженедельно в непосредственно образовательной деятельности (дети – воспитатель) и самостоятельной деятельности детей.

Все участники проекта принимают активное участие, включены в процесс работы над проектом.

В ходе проекта, мы с детьми разучили много дидактических игр. В ходе образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей, речь ежедневно обогащалась, словарный запас становился все шире. Дети научились составлять рассказы из простых предложений, придумывать свои игры и правила к ним.

Каждый день дети активно играли с прищепками, используя их в разных вариациях игр, тем самым у детей развивалось воображение, фантазия, мышление, память.

Самомассаж помог закрепить мышцы на руках, дети спустя две недели уже легко справлялись с прищепками и не уставали.

Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

Приучать ребенка к таким играм нужно с простых и легких упражнений. Те игры-упражнения, которые включены в данную разработку несложные и сложные одновременно. Они трудны для детей, у которых слабо развиты моторные навыки, но будут и интересны и полезны всем детям.

Игры с прищепками необходимо повторять и усложнять. Такие игры также были проведены дома совместно с родителями.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год