Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экспериментальная деятельность: поиски, находки, открытия
Познание
Автор: Костюченко Валентина Анатольевна Третьякова Лариса Романовна   
01.01.2022 13:16

Экспериментальная деятельность: поиски, находки, открытияЭкспериментальная деятельность: поиски, находки, открытия

Работая с детьми, мы столкнулись с такой проблемой как недостаточное знание детей о неживой природе. И нам захотелось интересно преподнести эти знания. В этом нам помог метод экспериментирования. Эта проблема на данный момент является актуальной потому, что развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка, нежели сведения, которые он получает репродуктивным путем.

На первом этапе работы мы выявили уровень экологических знаний о неживой природе. Оказалось, что дети мало знают о свойствах, качествах материалов неживой природы и как человек использует их в жизни. Не проявляют интерес к экспериментированию и поисковой деятельности.

 

Скачать конспект

На основании этого были организованы лаборатории, разработаны тематика и содержание деятельности с детьми:

  1. Лаборатория по изучению свойств воды (вода – это жидкость, не имеет форму и принимает форму того сосуда в котором находится; прозрачная, но можно сделать не прозрачной; не имеет вкуса, но может растворять вещества).
  2. Лаборатория по изучению свойств воздуха (невидимый, но его можно почувствовать; не имеет запаха; при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; ветер – это воздух и может перемещать предметы; имеет вес; занимает место).
  3. Лаборатория по изучению свойств песка (состоит из мелких песчинок; имеет цвет; сухой песок сыпуч; не имеет формы, можно рисовать; впитывает влагу; мокрый песок сохраняет форму, на нем остаются отпечатки; тяжелее сухого).

А также с целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Основой экологического обучения выступала исследовательская деятельность детей – проведение опытов. Приходя в лабораторию, дети превращаются в «ученых». Во время проведения опытов они надевают белые халаты и получают опознавательные эмблемы, которые прикрепляются на груди.

В процессе обучения учитывалась такая процедура, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Чтобы попробовать может ли вода менять вкус – добавляли лимон, сахар, соль.

Занятие организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. Для ребенка очень важно иметь свой набор лабораторной посуды, самому выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

Во время совместного экспериментирования с детьми мы ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предложения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта с помощью рабочих листов. Дети собираются за столом и рассказывают о том, кто что делал и у кого что получилось. Ценность такой организации в том, что разговор идет глаза в глаза. А наша роль как воспитателей подготовить ключевые вопросы, которые поддерживают активность детей.

Также проводилась работа с родителями. Воспитание правильного отношения детей к природе, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, мы познакомили родителей с системой работы в данном направлении. Родители принимали активное участие в образовательном процессе. Оказывали помощь в обновлении оборудования и пополнении необходимыми материалами.

Для закрепления материала, детям давались домашние задания – опыты, которые они проводили совместно с родителями. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснилось в беседах с родителями и детьми.

У детей в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологических знаний. Дети самостоятельно видели проблему. Активно высказывали предложения. Выдвигали гипотезы и предположения. Самостоятельно планировали предстоящую деятельность, выбирали предметы и материалы. Помнили о цели работы на протяжении всей деятельности. Доводили дело до конца. Делали выводы.

В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год