Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Создание развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования детей в ДОО»
Познание
Автор: Толкунова Светлана Владимировна   
24.06.2022 11:19

«Создание развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования детей в ДОО»«Создание развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования детей в ДОО»

Толкунова Светлана Владимировна старший воспитатель МКДОУ детский сад «Ивушка» Новосибирской области Маслянинского района село Пайвино

Программа развития образования в России выдвигает задачу формирования краеведческой культуры подрастающего поколения как одну из приоритетных направлений в образовательной системе на всех ее уровнях. Согласно документу в познавательное развитие дошкольников включено «формирование первичных представлений о малой родине».

Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с воспитанниками. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы педагоги тем самым формируем привязанность к нему. Опора на красоту окружающего мира и культурные ценности повышают уровень восприятия и тем самым улучшают качество обучения. Я считаю, что изучение родного края необходимо начинать как можно раньше.

Организация современного педагогического процесса в образовательных дошкольных учреждениях требует от педагогических коллективов создания определенных условий и своеобразной материальной среды для детей. Поэтому одной из важных задачнашего ДОУ является организация предметно-пространственной среды, где создаются специальные условия повышающие уровень краеведческого образования детей. Для нас главное, чтобы она стала не только развивающей, но и обеспечивала развитие самостоятельной детской деятельности. Предметный материал, который дается воспитанникам в свободное пользование, должен быть стимулятором, источником знаний и исследовательской деятельностью дошкольников.

При организации развивающей средыдля решения задач краеведческого образованиямы учитываем возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, активность и познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении познать и исследовать все, что находится в поле зрения ребенка. Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, мы создаём ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. На тематических занятиях и в совместной деятельности знакомим воспитанников с краеведческими сведениями о родном селе, об истории его возникновения, достопримечательностях, трудовой деятельности людей и знаменных земляках. Проводим экскурсии для знакомства воспитанников с социальным и культурным разнообразием родного села и района. Это воспитывает в детях гражданина и патриота малой родины, который любит и знает свой родной край.

Организованный в группе краеведческий уголок, позволяет нам повысить качество работы с воспитанниками в области ознакомления с родным краем и его традициями. Уголок краеведения условно разделен на несколькоцентров:

  • Центр «Мая малая Родина» — формирует у воспитанников представления о том месте, где он живет, где трудятся его родители. Помогает воспитывать любовь к родному селу. Здесь находится герб, флаг, карта нашего Маслянинского района; альбомы с фотографиями: «Наш Маслянинский район», «Моя семья», «Памятники культуры», «Наши предприятия».
  • Мини-музей «Край родной» — дает дошкольникам возможность как можно больше узнать о многообразии животного и растительного мира Новосибирской области.

Находясь в мини – музеи дети могут рассматривать картинки, альбомы, фотографии;

смотреть видеофильмы, слушать аудиозапись (с голосами животных и птиц, шум дождя, леса, ветра).

Музейные экспонаты это гербарии растений, картинкис изображением животных и растений Новосибирской области, коллекция коры деревьев, природных ископаемых, шишек, макеты лесного уголка, луга, водоема с их обитателями, красная книга нашего края, альбомы «Памятники природы Новосибирской области», «Памятники природы Маслянинского района». Такая форма работы дает возможность обогатить детей знаниями о природе родного края.

  • Книжный центр – совершенствует знания детей о растительном мире, о жизни животных в разное время года. Правильно подобранная художественная литература, позволяет нам повысить интерес к окружающему миру, к изменениям в нем.
  • Центр экспериментирования — самый любимый центр для детской деятельности, где дети закрепляют полученные ранние знания. Здесь воспитанники имеют возможность практически сравнить предметы живой и не живой природы (камни, шишки, песок, рассада и т.д.), применить трудовые навыки по уходу за растениями, провести наблюдения за их ростом и изменениями.
  • Краеведческие игры — играя в такие игры, воспитанники закрепляют полученные знания и представление о родном крае и его обитателях, о достопримечательностях своего района, городе. «Угадай свой район», «Как зовут тебя деревце?», «Растения красной книги», «Четвертый лишний», «Рыбалка на реке Бердь», «Предприятие района Маслянино» и т.д.

Данный уголок краеведения дает возможность детям одновременно заниматься различными видами деятельности, объединятся группами, по интересам, при этом, не мешая друг другу. Весь игровой и дидактический материал расположен доступно, в поле зрения ребенка и выполнен эстетично.

Педагоги ДОУ постоянно обновляют дидактический материал,

используя индивидуально-дифференцированный подход в развитии воспитанников.

В летние и зимние месяцы коллектив детского сада, совместно с родителями, создает развивающую предметно — пространственную среду своими руками на участке детского сада с учетом краеведческого компонента. Ежегодно участвуя в районном смотре – конкурсе среди поселений по благоустройству, озеленению и чистоте в Маслянинском районе, наш детский сад занимает первые места. Наши воспитанники на прогулке дышат свежим воздухом, наблюдают за изменениями природных явлений на метеостанции, экспериментируют с природным материалом своей местности. На участке детского сада создан макет «круговорот воды в природе», есть экологическая тропа, следуя которой дети проводят наблюдения за объектами, отведено место для небольшого огорода, на котором воспитанники ухаживают за растениями нашего региона. Рядом с игровой площадкой педагоги совместно с родителями построили беседку для отдыха, альпийскую горку и «Птичью столовую», которая привлекает зимой и летом птиц, а наши ребятишки с удовольствием подкармливают их и наблюдают за пернатыми.

Я считаю, что деятельность детей в условиях обогащено-развивающей среды краеведческого уголка позволяет воспитанникам проявлять инициативу, любознательность, побуждает детей к исследовательской деятельности, развивает память, внимание, воображение и воспитывает любовь к родному краю.

Создание условий развивающей предметно-пространственной среды для решения задач краеведческого образования помогает нам сформировать основы культуры личности, творческого потенциала воспитанников и умение беречь и сохранить свой родной край в современном мире.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год