Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста через реализацию ООП ДО «Первые шаги»
Познание
Автор: Дубровина М.В.. Щмелева М.Н., Сафронова М.А.,   
11.07.2022 10:58

Организация экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста через реализацию ООП ДО «Первые шаги»Организация экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста через реализацию ООП ДО «Первые шаги»

  • Дубровина М.В.., воспитатель,
  • Щмелева М.Н., воспитатель
  • Сафронова М.А., воспитатель

СП «Детский сад «Золотой ключик» ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевска

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» охватывает пять направлений развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО, одно из них – познавательное развитие, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей.

Для реализации данного мероприятия воспитатели организуют развивающую предметную среду, налаживая совместную деятельность с каждым ребенком, создают условия для самостоятельной деятельности ребенка с предметами.

 

Для развития познавательной активности обогащается жизнь детей новыми впечатлениями, создаются условия для детского экспериментирования.

Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» содержат описание игр и занятий для познавательного развития детей.

Поэтому воспитатель, планируя экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста, использует картотеку игр по познавательному развитию в образовательной и совместной деятельности с детьми.

Познавательная активность является важнейшей предпосылкой успешного познавательного развития. Она выражается в детском удивлении, любопытстве, стремлении воспроизвести интересные явления. Все эти черты объединяются в таком явлении, как детское экспериментирование. Детское экспериментирование направлено прежде всего на установление скрытых связей и свойств окружающих ребёнка предметов. Детское экспериментирование в раннем возрасте вносит огромный вклад в познавательное развитие ребёнка. Данный вид деятельность способствует развитию наглядно-образной формы мышления, даёт уникальную возможность для развития такого свойства мышления, как гибкость.

В процессе экспериментирования ребёнок может опробовать разнообразные способы действия с предметами и добиться сразу нескольких новых открытий.

Ниже приводится описание таких предметов и возможные действия с ними:

ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ детей 2-3 лет

«Песок и вода»

Очень интересно играть с песком и водой одновременно. Смешивая воду с песком в разной пропорции, малыши варят в игрушечной посуде кашу, суп, пекут пироги, делают торты.

Наблюдая за игрой детей, воспитатель время от времени комментирует: «Вот какую густую кашу сварила Нина». Или: «Витя, а ты что приготовил? Тоже кашу? Какая у тебя получилась жидкая кашка! Тогда, может быть, это будет суп?» В таких играх дети на собственном опыте знакомятся с новыми для них свойствами веществ.

На мокром утрамбованном песке можно чиркать и рисовать палочкой. Чтобы намочить песок, дети могут устроить «дождик». Для этого используйте леечки или пластиковые стаканчики с отверстиями в дне.

ИГРЫ С БУМАГОЙ ДЛЯ детей 2-3 лет

«Бумажные снежки»

Раздайте детям листы тонкой бумаги и покажите, как из них сделать комочки. Скажите: «Давайте все сделаем такие же комочки, как будто это снежки». Затем предложите малышам подбрасывать свои комочки и ловить их, бросать их друг другу, играть в «снежки».

«Секреты в бумаге»

Подготовьте для детей листы разной бумаги и мелкие предметы, игрушки, разложите их на столе. Заверните маленькую игрушку в лист бумаги и скажите детям: «В этом свёрточке что-то лежит. Хотите посмотреть, что там спрятано? Кто хочет развернуть свёрточек?» Кто-то из детей разворачивает свёрток и находит игрушку. Затем предложите малышам: «Давайте все сделаем такие секреты. Выберите листочек бумаги и игрушечку. Заверните её в бумагу». Помогите детям изготовить «секреты». Необязательно, чтобы малыши заворачивали игрушку именно так, как это сделали вы. Когда секреты будут готовы, предложите детям обменяться ими и рассмотреть, что в них спрятано.

Игру можно разнообразить, заворачивая игрушку разными способами: в виде кулька, конфеты, коробочки и т.п. Можно спрятать игрушку, завернув её в несколько слоев бумаги и сделав большой шар. Малышам будет интересно разворачивать бумагу слой за слоем, чтобы найти спрятанный в неё маленький «секрет».

СЕКРЕТЫ И СЮРПРИЗЫ для детей 1-2лет

«Погремушки и шумелки»

Приготовьте несколько небольших тёмных и прозрачных пластиковых буты-лочек, красивые цветные пластмассовые пузырьки из-под шампуня, лосьона или металлические банки из-под чая. Наполните их разными материалами: мелкими камушками, горохом, желудями, песком, монетками. Плотно закройте их крышкой, чтобы малыши не смогли их открыть и высыпать содержимое. Такие погремушки различаются внешним видом, весом, звучанием. Одни из них громко гремят или звенят, другие тихо шуршат. Такие игрушки-погремушки можно сделать для каждого ребёнка. Экспериментируя с ними, малыши будут сравнивать свойства этих предметов. Со временем они научатся по звуку распознавать, что находится внутри непрозрачной «погремушки».

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 лет

«Игры с магнитом»

Для создания неожиданной, проблемной ситуации можно организовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки), а под листком или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выражайте крайнее удивление оттого, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их интерес к наблюдаемому явлению. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам самим поэкспериментировать с магнитом.

Затем предложите детям прикладывать магнит к предметам из разных материалов и понаблюдайте, какие из них будут притягиваться, а какие нет.

«Лупа»

Покажите детям лупу и скажите: «В этой лупе волшебное стекло. Давайте посмотрим сквозь лупу на какую-нибудь игрушку». Возьмите маленькую игрушечку и предложите малышам по — очереди рассмотреть её в лупу. Спросите: «Какая стала игрушка? Большая она или маленькая?» Если лупа двусторонняя, переверните её и снова предложите рассмотреть сквозь неё ту же игрушку. Снова спросите: «А какая теперь стала игрушка?» Объясните, что бывают стекла, которые помогают лучше рассмотреть мелкие предметы. Спросите, носит ли кто-то из родственников ребят очки, поясните, что очки надевают для того, чтобы лучше видеть.

Можно предложить детям рассмотреть сквозь лупу буквы в книге, собственные ладошки, пуговицы на кофточке, цветок. На прогулке можно рассмотреть сидящую на листке божью коровку, паучка, гусеницу.

ИГРЫ С КРАСКАМИ для детей 1-3 лет

«Таинственные отпечатки»

Предложите детям изготовить загадочные картинки. Сложите листы белой бумаги пополам, раздайте их детям и предложите разрисовать одну половину листа краской. Потом снова сложите листы по сгибу и прогладьте их рукой. Скажите малышам: «Теперь давайте посмотрим, какие у нас получились картинки». Предложите детям развернуть свои листы и рассмотреть отпечатки. Вместе с детьми постарайтесь придумать, на что похоже каждое получившееся изображение.

ИГРЫ С ВОДОЙ для детей 2-3 лет

«Кораблики»

В тазу с водой или в бассейне можно поиграть в кораблики. Подготовьте игрушечные пластмассовые кораблики и лодочки; кораблики, сделанные из бумаги; губки, ореховые скорлупки, дощечки, кусочки коры, крышки от бутылок и банок. Можно изготовить небольшие плотики, связав несколько палочек проволокой.

Предложите детям выбрать себе кораблик и отправить его в «плавание». На кораблики можно посадить маленькие лёгкие игрушки. Покажите детям, как можно направлять движение кораблика, подталкивая его пальчиком, палочкой, дуть на него.

Весной, если на участке образуются ручейки, поиграйте на прогулке в кораблики. Можно понаблюдать, какой кораблик плывёт быстрее.

«Мыльные пузыри»

Приготовьте в мисочке мыльный раствор и трубочку (пластиковую, бумажную, макаронину). Подуйте в трубочку, погружённую одним концом в мыльный раствор, чтобы получилась пена. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям, и они захотят сделать то же са-мое. Самым маленьким детям, не предлагайте самостоятельно делать пену, а детям постарше покажите, как нужно дуть в трубочку, чтобы получился «мыльный пирог».

Для самостоятельного пускания пузырей детям лучше предлагать покупные мыльные пузыри.

Радуйтесь вместе с детьми разноцветным летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, наблюдают, как они лопаются. Пусть малыши понаблюдают, какой пузырь больше, какой меньше, какой из них выше и дольше летает. Пускать мыльные пузыри можно и на участке детского сада во время прогулки. Обратите внимание детей, что при влажной погоде пузыри дольше не лопаются и могут присесть на траву.

Литература:

Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / авт-сост.Е.О.Смирнова,Л.Н.Галигузова, С. Ю. Мещерякова -М.: ООО «Русское слово-учебник, 2015 (ФГОС дошкольного образования)

Познавательное детей: методические рекомендации к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнов, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова -М.: ООО «Русское слово-учебник, 2019 (ФГОС дошкольного образования)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год