Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование представлений дошкольников об окружающем мире.
Познание
Автор: Заидова Асият Сулеймановна Сафина Резеда Ирековна   
10.11.2022 04:29

Формирование представлений дошкольников об окружающем мире.Формирование представлений дошкольников об окружающем мире.

Расскажи-и я забуду,
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму.
(Китайская пословица)

Дошкольный возраст ребенка — это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования, цель которого — наиболее полно раскрыть для детей огромный, необъятный, полный чудес мир, который их окружает, с которым они ежедневно соприкасаются, в котором им предстоит жить. [1]

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.

 

В дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Задача педагога — не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать образовательную деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Актуальность определяется теоретическим и практическим значением проблемы развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, не разработанностью вопросов развития у детей элементарных естественно-научных представлений, отсутствием четко системы обучения дошкольников доступным для данного возраста явлениям неживой природы, внешними свойствами, внутренними связями и отношениями.

Объектом исследования является процесс развития естественнонаучных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — использование опытно-экспериментальной деятельности для развития естественно-научных представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста.

Целью работы является разработка методического комплекта по развитию у детей естественно-научных представлений через опытно-экспериментальную деятельность.

Объект, предмет и цель определяют задачи:

  1. Изучить значимость формирования у дошкольников естественно — научных представлений об окружающем мире.
  2. Определить особенности опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
  3. Разработать и апробировать методический комплекс по развитию у детей естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. [2]

При изучении материала, разработке перспективных планов, картотеки дидактических игр, консультаций и рекомендаций для родителей и воспитателей по данной теме, использовались следующие программы и методики:

  • «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  • «Ребёнок в мире поиска» О.В. Дыбиной;
  • «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В.;
  • «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему» Зубковой Н. М.;
  • «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей) Шапиро А. И.;
  • «Методика проведения учебных исследований в детском саду» Савенкова А. И.;
  • «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Иванова А. И.

Практическая значимость работы: материал, изложенный в данной работе, может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для развития у детей естественно-научных представлений об окружающем мире,

Этапы работы по данной теме:

  1. этап — аналитический (изучение психолого-педагогической литературы, имеющейся методической литературы в ДОУ, анализ состояния проблемы в группах и т.д.).
  2. этап – информационный (работа с педагогическим коллективом и родителями воспитанников, составление сборников консультаций, разработка методических рекомендаций).
  3. этап — деятельностный (разработка перспективных планов, проведение соответствующей образовательной деятельности с детьми).
  4. этап — диагностически (качественный и количественный анализ проделанной работы, оформление материалов).

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
  2. неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
  3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

После изучения имеющегося материала по данной теме, была разработана модель развития естественно-научных представлений об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. [3]

Для решения целей, поставленных в начале исследования, были разработаны перспективные планы по развитию у детей естественнонаучных представлений по всем возрастным группам (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы), которые включают в себя:

  1. экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
  2. познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;
  3. демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  4. долгосрочные наблюдения-эксперименты. [4]

Основной целью разработанных перспективных планов является:

  • расширить перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость и самостоятельность.

Перспективный план основан на следующих принципах:

Доступности — содержание образовательной деятельности соответствует возрастным особенностям и возможностям детей.

Научности — предлагаемый материал соответствует современным представлениям об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Занимательности — собранный материал изложен в занимательной, игровой форме.

Интеграции — опытно-экспериментальная деятельность детей тесно связана с другими видами детской деятельности.

Развивающего обучения — способствует развитию личности ребёнка. [5]

Образовательная деятельность согласно перспективному плану в любой возрастной группе осуществляется 1 раз в неделю (4 раза в месяц) и реализуются как в совместной деятельности ребёнка и взрослого, так и в самостоятельной деятельности. Тематический план представлен в Приложении.

При организации опытно-экспериментальной деятельности наши

педагоги используют следующие формы работы с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы познавательного характера;
  • дидактические и развивающие игры и упражнения;
  • коллекционирование;
  • эксперименты и опыты;
  • рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций, коллекций;
  • наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • работа в уголках природы;
  • экологическая тропа;
  • акции добрых дел;
  • конкурсы исследовательских работ;
  • проекты;
  • праздники и развлечения и др.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения,

доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Для совершенствования профессиональной компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности организуются разнообразные формы работы с педагогами:

  • тематические педагогические советы;
  • семинары и семинары-практикумы;
  • деловые игры;
  • конференции;
  • круглые столы;
  • заседания;
  • методические часы;
  • консультации;
  • открытые просмотры;
  • смотры-конкурсы центров в группах;
  • исследовательские работы;
  • тематические проверки;
  • методические тематические выставки;
  • педагогические тренинги и т.д.

Проблема развития естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста способствовала созданию комплекта консультаций и методических рекомендаций для педагогического коллектива образовательного учреждения.

Данные консультации и рекомендации для воспитателей входят в учебно-методический комплект по данной теме.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. [6]

Были разработаны консультации и советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», «Не трогай, не прыгай, не подходи!», «Влияние песочной терапии на эмоциональное самочувствие детей», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике), «Цветная вода», «Салют в молоке». [7]

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Примером такой развивающей среды стал Центр опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Одна из основных задач Центра — научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

При оборудовании Центра опытно-экспериментальной деятельности учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • содержательность;
  • доступность расположения.

Материал для проведения опытов в Центре меняется в соответствии с планом работы.

Обобщив результаты своей работы по созданию Центра опытно-экспериментальной деятельности, были составлены методические рекомендации для педагогического коллектива учреждения «Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе исследовательской и проектной деятельности», где представлено содержание материла и оборудования для исследовательских центров всех возрастных групп. Данные рекомендации также входят в учебно-методический комплект по данной теме.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности в нашем дошкольном учреждении используются разнообразные формы и методы в комплексе. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

Литература и примечания:

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой — издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014.
  2. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска. — ТЦ Сфера, 2005.
  3. Дыбина О.В, Рахманова Н.П, Щетинина В.В; «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников — М.: Творческий центр «Сфера», 2002.
  4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему») – СПб.: Речь, 2013. – 64с
  5. Шапиро А.И.; «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей). — Издательство: Речь; 2009 г.; 64 стр.
  6. Савенкова А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду». — Самара Учебная литература, 2007.
  7. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» — М.: ТЦ "Сфера", 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год