Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт педагогической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию России
Познание
Автор: Парфенова Ирина Григорьевна   
30.01.2023 20:58

Опыт педагогической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию РоссииОпыт педагогической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию России

И.Г. Парфенова, воспитатель дошкольного отделения БМАОУ СОШ №29 «Школа на твоем берегу», п. Старопышминск, г. Березовский Свердловской области

Интерес к мировой и отечественной культуре, к созданным человечеством культурным ценностям, осознание значимости культурного наследия для духовного развития общества являются важной частью культуры личности, показателем широты кругозора и образованности. Приобщение к познанию культурных ценностей и любованию ими должно начинаться с детства, потому что процесс развития личности является сложным и постепенным.

В данной статье мы раскроем наш опыт приобщения дошкольников к культурному наследию России на примере реализованного в течение 2021-2022 учебного года проекта по изучению исторического центра Санкт-Петербурга как объекта культуры всемирного наследия ЮНЕСКО. Проект был реализован с детьми подготовительной группы.

 

Следует отметить, что реализация проекта способствовала решению задач художественно-эстетического, познавательного и социально-коммуникативного развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 3. Мы расширяли представления детей о достижениях культуры России, воспитывали эстетический вкус и тонкое восприятие прекрасного, воспитывали патриотизм и гордость за культуру нашей страны.

Почему в качестве изучения с детьми мы выбрали именно Санкт-Петербург? Этот город является одним из красивейших городов России, в нем множество музеев. Исторический центр города – первый российский объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Реализованный нами проект – долгосрочный: он был реализован в течение семи месяцев с ноября по май. Чтобы достичь поставленных в проекте целей и задач, мы подошли к его реализации системно: был составлен подробный план на каждую неделю, в котором обозначены мероприятия, формы и методы работы.

Проект состоял из трех этапов – предварительного, основного и заключительного. На предварительном этапе мы провели беседу с детьми и опрос родителей, чтобы выяснить, на каком уровне находятся знания детей о культурном наследии Санкт-Петербурга, присутствует ли у детей интерес к данной теме. Также на данном этапе была подготовлена подробная информация о культурных объектах города с фотографиями.

Отметим, что в ходе реализации проекта мы обращали внимание детей не только на культурные ценности Санкт-Петербурга, но и на общее, что связывает северную столицу России с нашим областным центром – городом Екатеринбургом. Кроме того, рассказывая и показывая объекты Санкт-Петербурга, вместе с детьми мы отвечали на вопрос «А как у нас, что похожее есть в нашем городе?», обращая внимание на объекты культурного наследия, которыми могут гордиться жители Свердловской области.

Задумывая проект, мы решили, что в нем будет реализовано как восприятие детьми готовой информации, так и активная деятельность детей. Приведем некоторые примеры реализованных в ходе проекта мероприятий.

  1. Знакомство с музеями Санкт-Петербурга. Прежде всего, познакомили детей с Эрмитажем: провели для детей виртуальную экскурсию и беседу. Дети узнали об истории и ключевых экспонатах музея. Проведена связь с Екатеринбургом: рассказали детям о том, что в годы Великой Отечественной войны в наш областной город Екатеринбург (ранее Свердловск) была эвакуирована значительная часть экспонатов Эрмитажа. После виртуальной экскурсии в Эрмитаж мы организовали для детей экскурсию в музей изобразительных искусств Екатеринбурга. Кроме того, дети нарисовали фрагменты здания Эрмитажа и соединили их, создав большую панорамную картину.
  2. Знакомство с архитектурой Санкт-Петербурга. Например, мы провели с детьми беседу об Александровской колонне, его элементах, истории создания и значении, показали детям фотографии крупным планом элементов колонны. Наша коллега в период реализации проекта находилась в Санкт-Петербурге, поэтому мы организовали для детей прямые трансляции из тех мест, где расположены знаменитые культурные объекты города, в том числе провели трансляцию с дворцовой площади от Александрийской колонны.

Деятельность детей состояла в том, что они подготовили короткий рассказ об архитекторе, создавшем данный памятник культуры, а также в ходе подгрупповой работы лепили из пластилина копии барельефов, создали макет Александрийской колонны в полутораметровую величину.

Рассказали детям о скульптурах трех ангелов Санкт-Петербурга – золотом, серебряном и бронзовом. Дети в ходе проекта создали фигурки серебряных ангелов из фольги.

3. Знакомство с городскими пейзажами Санкт-Петербурга. Дети познакомились с фотографиями города в каждое время года, а также с картинами художников, на которых изображен Санкт-Петербург. Мы провели для детей виртуальную экскурсию по каналам города. Частью городского пейзажа города являются знаменитые мосты и фонари, дети рассматривали фотографии, а затем из конструктора ТИКО самостоятельно создали макеты питерских мостов. Также дети выполнили творческие работы по изображению фонарей и чугунных ворот Санкт-Петербурга в технике монотипии.

4. Знакомство с культурными традициями Санкт-Петербурга. В преддверии Нового года мы познакомили детей с историей этого праздника в России, традицией украшения елки, старинными новогодними игрушками. Дети рисовали елку гуашью, создали своими руками новогодние игрушки из соленого теста, гуаши и фольги, а также подготовили и выступили с докладами о новогодних традициях своей семьи. Для детей был проведен кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских пряников.

Чтобы закрепить знания о Санкт-Петербурге, дети изготовили маленькие елочки и создали коллективную работу – прикрепили елочки к карте города, а также подготовили сообщения о тех местах, где они поставили свою елочку.

Культурные традиции города неразрывно связаны с его историей, поэтому мы познакомили детей с ключевыми событиями в истории Санкт-Петербурга.

В ходе реализации проекта дети также изготавливали открытки, лепили посуду из глины, создали коллективный макет Дороги жизни. Дети знакомились с трудными в жизни Санкт-Петербурга периодами, картинами и скульптурами русских художников, особенностями Васильевского острова, Пулковской астрономической обсерваторией, рассматривали настоящие старинные монеты и др.

В преддверии Всемирного дня культуры дети создали коллективную творческую работу – посвященный этому дню плакат.

На заключительном этапе проекта была организована выставка детских изобразительных работ, посвященных культурному наследию России, дети выступили со своими проектами. Кроме того, двое детей, которые посетили Санкт-Петербург летом, рассказали сверстникам о своих впечатлениях и показали фотографии города.

Необходимо отметить, что в ходе реализации проекта мы учитывали ценные достижения ученых в сфере знакомства детей с культурой нашей страны: в частности, это исследования Н.А. Андриановой 1, Н.А. Гурьевой 2 и др.

Таким образом, реализация проектной деятельности, которая включает в себя разнообразные, вызывающие интерес у дошкольников мероприятия, показала, что она способствует расширению представлений детей о культурном наследии России, патриотическому воспитанию, познавательному и художественно-эстетическому развитию.

Список литературы

  1. Андрианова Н.А. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2021. – 192 с.
  2. Гурьева Н.А. Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство. – М.: Паритет, 2018 – 112 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год