Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы русские люди».
Познание
Автор: Маркина Екатерина Александровна   
21.03.2023 09:04

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы русские люди».Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы русские люди».

Полное ФИО Маркина Екатерина Александровна

Должность: воспитатель

Название (номер) учреждения: Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» МБДОУ «Детский сад планета детства» комбинированного вида»

Город (село, поселок), Область, Край: Республика Мордовия, поселок Чамзинка

Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру? Предлагаю вашему вниманию конспект НОД «Мы русские люди»

Программное содержание:

Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием; — формировать нравственно-патриотические качества у дошкольников;
  • Закрепить знания о традициях нашей страны.
  • Познакомить детей с понятием «именины»
  • Пополнить активный словарь по данной тематике.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к изучению традиций родной страны.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости к своей стране.

Словарная работа: «именины» Развивать умение вести диалог, поддерживать беседу, активизировать словарь детей, развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Материалы и оборудование:

раздаточный материал (ленточки, квадраты, разного цвета) презентация, магнитофон, проектор, ноутбук,

  • Предварительная работа

:Воспитатель: Что за гости в зал спешат. Рада видеть, я ребят. Соберёмся в полукруг, справа друг и слева друг. Посмотрите сколько гостей, давайте поздороваемся: Здравствуйте! Уважаемые гости и ребята! (Воспитатель берет каравай и соль):

Воспитатель: Приветствуя гостей, русский человек говорит «Хлеб да соль!»

С радостью гостей встречаем, Хлебом — солью угощаем. «Хлеба кушать!» непременно отвечают ему. Хлеб да соль» — это пожелание добра. Соль – символ дружбы. Беречь хлеб и соль – значит дружить. Я предлагаю поприветствовать наших гостей в лучших традициях русского народа.. Дети подходят к гостям с поклоном, подают хлеб (возвращаются). Вспомните, какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб?

Дети:

Хлеб — всему голова

Хлеб бросать – труд не уважать

Большому куску рот радуется

Без хлеба – половина обеда

Будет хлеб – будет и обед

Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое.

Воспитатель: (сопровождается показом слайдов)

Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Наша Родина — большое и красивое государство, в стародавние времена наша страна не Россией звалась, а Русью. Раньше было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними, а потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И с тех пор Россия стала большим и сильным государством. Много интересного и хорошего есть в нашей стране. Бескрайние ее просторы наполнены реками, лесами, горами. В горах добывают разные полезные ископаемые — уголь, алмазы, железную руду. Страна наша называется Россия. Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Их называют россияне.

Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции, наше государство многонациональное, но есть традиции, что все мы чтим и любим. Скажите, а как вы понимаете, что такое «традиция»? (Предположения детей)

Дети: традиция – это то, что передается от одного поколения другому. Воспитатель: Какие бывают традиции?

Дети: Традиции бывают народные и семейные.

Воспитатель (Сопровождается показом слайдов)

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем, так как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, под музыку водили хороводы, пели, плясали и затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его в день святых Петра и Павла. Какое дерево считалось оберегом на Руси?

Дети: Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток.

Воспитатель: Какие традиционные праздники мы отмечаем зимой?

Дети: новый год и рождество.

Воспитатель: Правильно ребята, а на рождество есть особенные дни, когда мы колядуем. Давайте все вместе скажем колядку.

Коляда, коляда!

На кануне Рождества

Коляда к нам пришла

Рождество принесла.

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

И житья, и бытья,

И богатства!

Воспитатель: С древних времен, на Руси существует еще один обычай – провожать зиму и встречать весну. Этот праздник называется масленица. Какое главное праздничное блюдо на масленицу?

Дети: главное праздничное блюдо блины

Воспитатель: Правильно! Каждый день масленицы особенный, со своим названием. Какие масленичные дни вы знаете?

Дети: Понедельник – встреча Масленицы. Вторник – Заигрыш. Среда – «Лакомка». Четверг — «Широкая Масленица». Пятница – «Тещины вечерки». Суббота – «Золовкины посиделки» Воскресенье – «Прощеное воскресенье»..

Кто расскажет как традиционно празднуют масленицу?

Дети: На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою

Воспитатель: Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Давайте и мы заведем хоровод. Дети встают в круг, водим хоровод под песню. «Масленица»

Воспитатель (Разворачиваемся к экрану). Дети, есть еще праздник, который мы любим не меньше. Попробуйте догадаться. Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес!

Дети: Это праздник Пасха.

Воспитатель: Правильно! Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело и праздновали его целую неделю. Ребята, как празднуют праздник пасхи?

Дети: На пасху красят, освещают и собирают яйца. Устраивают катания яиц. Различные игры. Пекут пасхальные куличи.

Воспитатель: Давайте и мы свами поиграем. У кого дольше всех будет крутится яйцо. Подходим к столу.

Воспитатель: (Работа со слайдами) В нашей стране есть и современные традиции, какие ребята?

Дети: Современная традиция это:

  1. Праздновать день отца.
  2. Праздновать день матери.
  3. Праздновать 8 марта.
  4. Праздновать день семьи, любви и верности.
  5. . Праздновать день бабушек и дедушек
  6. Праздновать последний звонок.
  7. Праздновать выпускной бал.
  8. Праздновать день защитника отечества.
  9. Устраивать шествия бессмертного полка.

Раздаются звуки.

Воспитатель: Тише ребята, тише, я слышу какой-то шорох. Ой, да это же домовёнок Кузя (входит Кузя, плачет). Кузя, что случилось, почему ты такой грустный?

Кузя: У меня сегодня именины, а у меня и друзей нет, которые могли бы прийти ко мне, от этого стало грустно. Я сижу и грущу.

Воспитатель: Ребята, что такое именины и как их празднуют?

Дети: Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Но у каждого имени есть свой день рождения. Это день рождения какого – ни будь святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя.

Воспитатель: Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Что означает мое имя» (Игра с мячом)

А я знаю ребята, что на именины принято дарить подарки. Давайте мы сделаем для себя и для Кузи куклу оберег (объяснение приемов работы).

Изготовления кукол — оберегов.

Воспитатель: На славу вы потрудились, славные куклы получились. Вот тебе Кузя подарок, больше не грусти.

Кузя: Спасибо!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорили о разных традициях. Какие традиции вам понравились?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.

Воспитатель:

Всё то, что узнали

Мы сохраним.

Традиции русские

Детям и внукам передадим!

Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё народные традиции они помнят, и на следующих занятиях поделитесь ими с другими ребятами.

Автор: Маркина Екатерина Александровна.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год