Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно – исследовательский проект «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для младшего дошкольного возраста
Познание
Автор: Аристова Олеся Валерьевна   
16.05.2023 13:56

Познавательно – исследовательский проект «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для младшего дошкольного возрастаПознавательно – исследовательский проект «ЧУДЕСНАЯ ГЛИНА» для младшего дошкольного возраста

МДОУ «Детский сад «Белоснежка»

Паспорт проекта. Группа: младшая группа.

Срок реализации проекта: с 22 марта по 2 апреля 2021 года.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы, родители воспитанников младшей группы.

Актуальность темы: дети – природные исследователи окружающего мира. Интерес к познанию проявляется у них в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному поиску нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

 

Скачать конспект

В исследовательской деятельности дошкольники получают возможность удовлетворить присущее им любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа.

Лепка из глины помогает ребенку изучать мир, задействуя разные органы чувств, развивая мелкую моторику и творческие способности.

Поэтому очень важно ознакомление детей с таким природным материалом, как глина, тем самым стоит не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.

Таким образом, мы решили разработать проект «Чудесная глина».

Описание проблемы: у детей не сформированы представления о том, что такое глина, где она применяется и как человек её использует.

Цель проекта: познакомить детей с природным материалом – глиной, её свойствами и применением.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление детей о природном материале – глине, о ее свойствах и качествах.
  • Способствовать овладению способами обследования глины, включая простейшие опыты.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  • Развивать умение аккуратно пользоваться глиной.
  • Развивать творческие способности, память, воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские партнерские отношения между детьми во время совместной проектной деятельности.

Основное содержание проекта: данный проект разработан в соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС. Тематический план проекта предназначен для формирования у детей знаний о глине, её свойствах и применении. Родители воспитанников являются активными участниками совместной проектной деятельности.

Методическое сопровождение проекта:

  1. План проведения мероприятий.
  2. Конспекты мероприятий.
  3. Иллюстративный материал.
  4. Литературные произведения для чтения детям.
  5. Дидактические игры.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Иллюстрации по теме.
  2. Книги со сказками, стихами.
  3. Методическая литература, интернет – ресурсы.
  4. Материалы для художественной деятельности.
  5. Материалы для экспериментальной деятельности.

Предполагаемый результат: наличие у детей знаний о глине, её свойствах и применении. Приобретение детьми навыков и умений лепить из глины.

Возможные риски: нежелание некоторых участников проекта участвовать в реализации проекта.

План реализации проекта «Чудесная глина»:

I этап – подготовительный

- Изучение методической литературы.

- Составление плана деятельности.

- Информирование родителей о проведении проекта.

- Подбор дидактического материала.

II этап – основной, организационно-практический

Работа с детьми:

1. Образовательная деятельность по познавательному развитию «Знакомство с глиной и её свойствами».

Цель: формирование представлений у детей о глине, её свойствах.

2. Коммуникативная деятельность: просмотр мультимедийной презентации «Где человек применяет глину», беседа по теме.

Цель: формировать представления детей о том, где человек применяет глину. Познакомить детей с различными изделиями из глины.

2. Опытно – экспериментальная деятельность «Узнаем, какая глина».

Цель: познакомить детей со свойствами глины (размокает, мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться).

3. Опытно – экспериментальная деятельность «Пластилин и глина».

Цель: учить сравнивать качества пластилина и глины, находить их сходства и различия. Учить делать выводы.

4. Опытно – экспериментальная деятельность «Песок и глина».

Цель: познакомить детей со свойствами песка, глины; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины.

5. Опытно – экспериментальная деятельность «Глина – водонепроницаемая».

Цель: определить с детьми, что глина не пропускает воду.

6. Художественная деятельность: лепка из глины «Тарелочки».

Цель: формировать у детей представление о том, что из глины можно слепить различные фигуры, при высыхании фигурки остаются крепкими. Познакомить с приемами лепки тарелочки из глины.

7. Изобразительная деятельность «Украсим тарелочку».

Цель: учить расписывать тарелочки из глины красками, воспитывать аккуратность при раскрашивании.

8. Художественная деятельность: лепка из глины «Колючий ёж».

Цель: учить с помощью выбранного материала передавать образ ежа, закреплять умение детей катать шар из глины между ладонями и вытягивать глину двумя пальцами для придания работе характерного образа, дополнять деталями (колючки).

9. Изобразительная деятельность: раскрашивание ежиков.

Цель: учить детей раскрашивать объемные предметы красками, воспитывать самостоятельность, аккуратность при работе с красками.

10. Игровая деятельность: дидактическая игра «Найди предмет из глины».

Цель: воспитывать умение находить предметы, изготовленные из природного материала — глина; развивать наблюдательность, находчивость.

11. Физкультминутка: «Привезли мы глину с дальнего бугра».

Цель: снятие утомляемости, преодоление усталости и сонливости у детей.

12. Пальчиковая игра: «Месим глину».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Работа с родителями:

  1. Оформление папки-передвижки «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».
  2. Привлечение родителей к созданию выставки «Изделия из глины».

III этап – заключительный

- Экскурсия с детьми в ЦНР «Берегиня» в мастерскую по изготовлению изделий из глины.

- Выставка «Изделия из глины».

- Оформление проекта «Чудесная глина».

Достигнутые образовательные результаты: в ходе реализации проекта «Чудесная глина», у дошкольников расширились и систематизировались знания о глине. Дети выяснили, какими свойствами обладает глина, как, и для каких целей использует глину человек: изготавливает посуду, делает игрушки.

Ребята овладели способами лепки из глины, закрепили знания и приёмы лепки, имеют представления о каргопольских глиняных игрушках. Родители приняли участие в оформлении групповой выставки «Изделия из глины». Мы считаем, что наш проект удался, вызвал положительные эмоции у детей и взрослых.

Перспективы дальнейшего развития проекта: мы считаем, что к проекту нужно вернуться в дальнейшем, это позволит уточнить, углубить знания детей о глине, глиняных игрушках, о работе гончаров, а также других природных материалах.

Список информационных источников:

  1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.
  2. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М.Г. Бурнышева//Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – с. 24–26.
  3. Дыбина, О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада: методическое пособие / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика — Синтез, 2007.
  4. Султанова, М. Простые опыты с природными материалами: для дошкольников / М. Султанова. – М.: ООО «Хатбер-пресс», 2014. – 16с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год