Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Образовательная ситуация с дошкольниками «В гости к Русалочке»
Познание
Автор: Кочадзе Ирина Владимировна   
17.05.2023 10:44

Образовательная ситуация с дошкольниками «В гости к Русалочке»Образовательная ситуация с дошкольниками «В гости к Русалочке»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная группа, 6-7 лет

Основные цели:

  1. познакомить детей с разнообразием ракушек, их свойствами и особенностями;
  2. учить классифицировать ракушки по различным признакам (цвет, форма, характер поверхности, вес, температура, плавучесть.)
  3. сформировать опыт самостоятельной фиксации затруднения;
  4. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  5. тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное решение, мелкую моторику рук, инициативность, коммуникативные качества.

Материалы к занятию:

карточки с символами, таблица исследования ракушек, картинки с видами различных ракушек и сферами их использования на каждого ребенка.

 

Скачать конспект

Оборудование:

  1. Четыре ракушки на пару детей
  2. Емкость с водой на пару детей
  3. Одноразовая ложка на каждого ребенка
  4. Салфетка на каждого ребенка
  5. Цветные карандаши на каждого ребенка

Краткая аннотация к работе: данная образовательная деятельность по теме «В гостях у Русалочки» разработана в технологии «Ситуация». Целью образовательной деятельности было знакомство детей со свойствами ракушек. Данный конспект будет полезен для воспитателей и родителей.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

-Ребята, кто – то из вас собирает какую-нибудь коллекцию?

- А как называется человек, который собирает коллекцию? (коллекционер)

Воспитатель выслушивает ответы детей и делает заключение, что «Счастливый человек, увлеченный человек».

- Ваня собирает коллекцию ракушек, а Таня говорит, что ракушки все одинаковые.

- Хотите помочь Ване, доказать Тане, что ракушки разные? Сможете?

2. Актуализация знаний.

2. 1. Игра «Путешествие на берег Черного моря».

Дидактические задачи:

  1. актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их;
  2. тренировать мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

- Ребята, у нас в стране есть Черное море. Там живет Русалочка, главное богатство которой составляют различные ракушки и она иногда дарит людям свои сокровища, выбрасывая их на берег.

- Предлагаю отправиться к ней в гости.

- На чем же мы можем туда попасть? (На поезде или самолете)

- Что необходимо, чтобы сесть в самолет? (Билеты).

Детям раздаются билеты с символами. Дети находят свои места. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Дети вместе с воспитателем летят в самолете на берег Черного моря.

- Мы прилетели на юг. Здесь находится сокровищница Русалочки. А вы знаете, что такое сокровищница?

Ответы детей (опыты, изучают предметы, их свойства, проводят эксперименты).

Перед детьми лежат ракушки.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

  1. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причин и опыт целеполагания;
  2. тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, ракушки разные или одинаковые? (разные). А как же нам помочь Ване доказать это Тане?

Выслушиваются варианты детей (в основном дети обращают внимание на размер).

- Смогли помочь детям? Почему? (Потому что не знаем, как объяснить Тане, что все ракушки разные)

- Хотите это узнать? Что нужно для этого сделать? (Попробовать придумать самим, спросить у того, кто знает).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  1. учить детей работать в лаборатории и делать выводы;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоление затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»;
  3. тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность, речь.

- Для работы в лаборатории необходимо знать некоторые правила поведения. Ребята, вы знаете, как себя вести в лаборатории? (Ответы детей).

- Садитесь на места для проведения опытов. (Дети садятся за столы)

Первый опыт: «Определение цвета и формы».

- Ребята, вам нужно будет определить цвет и форму ваших ракушек, Внимательно посмотрите, какой формы ваши ракушки и в пустой ячейке таблицы, нужно будет закрасить соответствующие изображения в нужный цвет.

Дети рассматривают ракушки. Опрос детей: дети называют признаки.

Вывод: ракушки бывают разной формы и цвета. Дети записывают результат опыта в таблицу.

Второй опыт: «Определение характера поверхности».

-Ребята, нужно определить на ощупь, какие ваши ракушки, гладкие или шероховатые? Дети ощупывают ракушки.

Опрос детей: дети называют признаки.

Вывод: ракушки могут быть гладкими и шероховатыми. Дети записывают результат в таблицу.

Третий опыт «Рассматривание ракушек через лупу»

- Ребята, для чего нужна лупа? Ответы детей (чтобы лучше было видно, ведь она увеличивает в несколько раз).

- Да, действительно, лупа – это увеличительное стекло и пригодится нам в нашем исследовании. Внимательно рассмотрите ваши ракушки и обязательно обратите внимание, есть ли на ваших ракушках трещинки, крапинки, дорожки, выемки, дырочки, узоры? Если есть, то в таблице нужно поставить знак плюс, если нет, то минус. Дети рассматривают ракушки.

Опрос детей: дети делятся своими исследованиями и записывают результат в таблицу.

Четвертый опыт «Определение веса ракушек».

Ребята, а для чего нужны весы? Ответы детей (чтобы взвешивать, узнать вес).

-Правильно, с помощью весов мы можем определить вес. Я предлагаю вам на некоторое время стать весами.

Дети берут в руки разного веса ракушки и взвешивают их.

Вывод: ракушки бывают легкие и тяжелые. Дети записывают свои исследования в таблицу.

Пятый опыт «Определение температуры».

- Ребята, возьмите ракушку в руки и посмотрите, холодная она или теплая?

Дети берут ракушки и определяют, что они холодные.

- А теперь подумайте, при каких условиях, ракушка может стать теплой?

Ответы детей (нагреется на солнышке, согреть в руках).

- Правильно, молодцы! Давайте все вместе попробуем согреть наши ракушки в руках. А теперь, возьмем другую ракушку и сравним.

Вывод: ракушки могут быть теплыми и холодными. Дети записывают результат исследования в таблицу, закрашивая двумя цветами круги (голубым – холодный, красным – теплый).

Шестой опыт «Определение плавучести».

- Ребята, как вы думаете, ракушки могут плавать на поверхности воды, или они тонут? (Дети говорят, что они тонут).

- Сейчас мы с вами это проверим. Дети опускают ракушку в емкость и наблюдают. Обратить внимание детей на дополнительные явления – ракушка поменяла цвет и стала ярче. Дети вынимают ракушку ложечкой из емкости с водой и вытирают его салфеткой.

- Ребята, я хочу вам показать интересный опыт с ракушкой…

- Как вы думаете, эта ракушка потонет? Ответы детей (все ракушки тяжелые и поэтому тонут).

-Давайте проверим! Показать детям опыт. Положить ракушку плашмя на воду (ракушка не тонет).

Вывод: ракушки тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные, а эта ракушка не утонула, потому что Дети записывают результат исследования в таблицу.

- Молодцы, ребята! Я очень горжусь вами, что вы сегодня так хорошо поработали. А сейчас, нам нужно возвращаться в детский сад.

Дети садятся в самолет и летят обратно в Москву.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5. 1. Игра «Из чего что сделано?»

Дидактические задачи:

  1. закрепить представления детей о том, где используются ракушки;
  2. тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества.

- Ребята! Тане и Ване очень интересно, как люди могут использовать ракушки. Давайте поможем им разобраться в этом.

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением ракушек. На других столах лежат картинки с изображением областей применения ракушек.

Детям предлагается распределить по столам (областям применения) картинки с ракушками.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: провести рефлексию образовательной деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Чем занимались?

- Что интересного сделали

- Какое новое знание помогло вам доказать Тане, что ракушки разные?

Приложение 1

Приложение 2

Цвет ракушек

Форма ракушек

Характер поверхности

Рассматривание ракушек

…………

Определение веса ракушек

Определение температуры ракушек

Определение плавучести

Приложение 3

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год