Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ПРОГУЛКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Познание
Автор: Кибукевич Марина Алексеевна   
15.06.2023 07:56

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ПРОГУЛКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ПРОГУЛКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация: Автор статьи рассуждает на тему того, как экспериментирование влияет на познавательную активность детей. Обдумывая данный вопрос, автор делает вывод о том, что проведение экспериментов во время прогулки – это эффективное средство развития познавательной активности дошкольников.

Ключевые слова: экспериментирование, познавательная активность, поддержка инициативы, новые знания.

Экспериментирование по праву считается одним из самых эффективных способов познания окружающего мира для детей любого возраста. В процессе экспериментирования ребёнок открывает новые знания, изучает явления, процессы, которые характеризуют окружающий мир. Такие сведения необходимы воспитанникам для составления целостной картины мира, расширения кругозора, возникновения первоначального интереса к точным наукам, где возможно проведение различных экспериментов.

 

Одной из основных задач современного педагога в ДОУ является развитие у ребёнка познавательного интереса, который в последующем поможет ему обрести новые знания, осваивать умения и навыки. Для этого необходимо создавать благоприятные условия, такие, чтобы у ребёнка была возможность взаимодействовать с предметами, манипулировать ими, проделывать самостоятельные эксперименты и эксперименты по инструкции воспитателя.

Тяга к экспериментированию свойственна всем детям, поэтому привлечь их к этой деятельности довольно легко, если учесть, что их активность итак находится на высоком уровне.

Конечно, хотелось бы отметить, что эксперименты не всегда должны проводиться в процессе образовательной деятельности. Они могут стихийно проходить во время режимных моментов (например, во время умывания можно провести эксперимент с водой, который займёт пару минут), во время самостоятельной деятельности, во время прогулки.

Именно вопросорганизации экспериментирования во время прогулки хотелось бы осветить конкретнее. Улица для ребёнка – это целая лаборатория. На улице он открывает для себя огромное количество различных природных материалов: песок, вода, камни, палочки, лёд, снег и т.д. Это и многое другое можно использовать в процессе проведения экспериментов.

Нужно отметить, что инициатива проведения экспериментальной деятельности может исходить не только от педагога, который подготовил эксперимент, необходимый для решения ряда образовательных задач, но и от самого ребёнка. Важно здесь поддержать инициативу, привлечь к эксперименту других детей, помочь ребёнку расширить опыт, сделать его более ёмким, а значит, более информативным. Конечно, необходимо научить ребят делать выводы из опытов, анализировать действия, проделанные в эксперименте.

Итак, чтобы организовать эффективную экспериментальную деятельность на улице, прежде всего, необходимо привлечь внимание детей. Сделать это можно при помощи сюрпризного момента, с появлением какого- либо героя, а можно призвать детей к совместным играм колокольчиком, бубном и т.д. Когда группа в сборе, необходимо ввести воспитанников в курс дела, рассказать, что натолкнуло вас на мысль провести эксперимент на улице. К примеру, перед прогулкой прошёл небольшой дождь. Песок, покрывающий часть площадки, стал мокрым, в таком состоянии ему можно придать какую-либо форму. После чего можно открыть песочницу, песок в которой был защищён от дождя. Там он остался сухим, сыпучим. Он не может принять форму ведёрка, в которое его накладывают дети, просто рассыпается. После того, как дети провели эксперимент, воспитателюнеобходимо помочь им сделать выводы: сырой и сухой песок имеют совершенно различные свойства.

В заключение стать хотелось бы подвести итог и отметить, что познавательный интерес в разы увеличивается, когда ребёнок участвует в процессе экспериментирования на прогулке. После того, как педагог покажет детям способы взаимодействия с окружающими предметами, дети будут пробовать проводить эксперименты и самостоятельно, узнавая всё новые факты об окружающем мире и его явлениях.

Список использованных источников:

  1. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Королева, Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. — СПб.: Детство-Пресс, 2016.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год